Компания Apple в начале месяца представила стриминговый сервис Apple Music, который станет новым этапом отношений между технологическим гигантом и музыкальной индустрией. О долгой истории этих отношений, перспективах Apple Music, резонности сервиса и скандале с Тейлор Свифт — в статье обозревателя Kloop.kg Азамата Омуралиева.

В 2001 году появился iPod, убийца популярных в то время mp3-плееров и эталонный продукт Apple. Его концепция и реализация были предельно просты и привлекательны, но окончательно утвердился музыкальный плеер вместе с выходом интернет-магазина iTunes Store, который стал настоящей революцией в музыкальной индустрии.

В 2003 году, до выхода магазина от Apple, музыка продавалась по большей части альбомами. И чтобы слушать отдельные понравившиеся треки и не переплачивать за ненужные песни, людям приходилось качать пиратскую музыку. Клоны Napster, одной из первых пиратских музыкальных площадок, заполнили Сеть. И тут пришёл Стив Джобс, который заявил, что люди качают пиратскую музыку от безысходности: им нужен iTunes Store. Поначалу музыкальные лейблы не поверили в задумку Джобса, но к договоренности они все же пришли. И вместо ожидавшихся шести месяцев первый миллион песен удалось продать за шесть дней.

Сегодня iTunes Store остается крупнейшим сервисом по реализации легальной музыки, обогнавшим по показателям любые сети реальных магазинов, в том числе Wal-Mart. По состоянию на 2013 год в магазине было продано более 25 миллиардов песен.

Сейчас iTunes Store (и App Store, который по объемам продаж даже превосходит музыкальный магазин) является для компании имиджевым и косвенно рентабельным продуктом. Apple — самая богатая компания в мире, в этом году больше неё не зарабатывал никто.

Но большую часть денег в компании делают на продаже техники. iPhone, iPad и Mac генерируют компании основную часть доходов. Магазины iTunes и App Store нужны Apple во многом ради того, чтобы продавались «айфоны» и «айпады».

Apple при этом, естественно, не занимается благотворительностью, и говорить, что доходы цифровых магазинов для неё неважны — нонсенс. Но при этом компании совсем не жаль потерять какую-то часть денег, чтобы привлечь новых (и чаще всего лояльных) покупателей.

Именно поэтому новые версии операционной системы OS X для компьютеров Mac раздаются совершенно бесплатно, в отличие от Windows. Ведь Microsoft это, всё же, софтверная корпорация, а Apple зарабатывает на технике.

Apple_Music

Вот и Apple Music — это репутационный продукт, но с одной небольшой оговоркой. Стриминговые сервисы (например, Pandora и Spotify) пришли в наш мир и утвердились в нём, но при этом платят в них лишь десять процентов пользователей. Остальные довольствуются бесплатными версиями с ненавязчивой рекламой и чувствуют себя хорошо.

Однако от этого страдают музыканты. Выплаты с таких сервисов унизительно малы, и по этому поводу в прошлом году конфликтовали Тейлор Свифт и Spotify. Певица обвиняла сервис в том, что они обесценивают труд музыкантов, и в этом есть доля правды.

Подписка на Spotify стоит 10 долларов в месяц — смехотворная сумма для тех, кто слушает музыку легально. Но если бы все пользователи Spotify платили (а это 40 миллионов пользователей), а не довольствовались версией с рекламой, то всё было бы нормально. Но в таких условиях с ростом популярности стриминговых сервисов музыканты оказываются в опасном положении.

Голодными они, конечно, не останутся — группы, певцы и певицы зарабатывают в основном на живых концертах и музыкальных фестивалях — но это остаётся важной статьей дохода для многих музыкантов малой известности.

Apple Music, кажется, это исправит. Компания дарит всем пользователям три месяца бесплатной подписки — но после этого сервис будет работать лишь по подписке. 10 долларов в месяц. Никаких фри-версий с рекламой.

Повторюсь, 10 долларов — это мало в любом контексте. Обладатели iPhone отдают по 700-800 долларов за новый телефон. Песня в iTunes Store стоит 1 доллар, альбом — 10 долларов. И даже из личного — гораздо менее полезная, но практически обязательная игровая подписка PlayStation Plus стоит практически столько же.

Apple-Music (1)

Apple поступила категорично, и это правильно. И именно этим объясняется то, что Apple Music будет доступен и на Android и ПК. Купертинская компания хочет совершить очередную музыкальную революцию, показать миру, как должен выглядеть правильный стриминговый сервис.

Похожие потуги были у Tidal, стримингового сервиса от Джэя Зи, но они не увенчались успехом: малая клиентская база и слабая библиотека не позволили ему хоть сколько-то пошатнуть установившийся порядок.

У Apple же нет проблем ни с тем, ни с другим. Музыкальная иблиотека Apple формировалась 12 лет. Обладателей устройств на iOS и OS X — десятки миллионов, и у них Apple Music будет предустановлен в любом случае, хотят они этого или нет. Другое дело, захотят ли продлевать подписку после пробных трёх месяцев.

Если честно, на этом фоне возмущения Тейлор Свифт выглядят глупо. Год назад, в случае со Spotify, это было правильно. Но сейчас она возмущается из-за того, что Apple не будет выплачивать музыкантам роялти во время бесплатного пробного периода.

Потенциально пользы от Apple Music может быть гораздо больше, чем вреда от потерянных трёх месяцев на старте сервиса (в это время он будет лишь раскручиваться и наращивать клиентскую базу, музыканты не потеряли бы на этом значительные суммы).

Но с другой стороны, можно понять и Свифт. Во многом это дело принципа — сомневаюсь, что ей действительно важны эти мизерные выплаты со стриминговых сервисов. Вот и в Apple решили пойти навстречу, утвердиться в глазах пользователей и ответить на претензии Свифт. В компании будут платить музыкантам и во время пробного периода.

Наблюдать за всем этим интересно потому, что это Apple. Компания, которая в последнее десятилетие бралась абсолютно за всё лишь в полную силу. Компания, которая каждый свой продукт и сервис доводила до ума. Компания, которая в силах менять наш мир и которая произвела за это время как минимум три революции (цифровые магазины, сенсорные смартфоны и планшеты).

Видимо, настало время четвёртой.