В столице Кыргызстана начали появляться уличные станции велопроката — пока всего четыре, но в перспективе их численность должна достигнуть 30, говорит владелец компании «CityBike» Медер Джаманбаев. Тем временем, бишкекские автомобилисты занимают велодорожки для парковки своих транспортных средств.

Первые четыре уличные станции для проката велосипедов открылись 25 июня — возле здания Филармонии, Кыргызского технического университета им. Раззакова, Кыргызской государственной медицинской академии и на центральной площади Ала-Тоо у здания Ассамблеи народов Кыргызстана.

На каждой из станций около 10 велосипедов, которые может взять напрокат каждый желающий. Стоимость абонемента — 79 сомов в день, а оплатить можно наличными или банковской картой (Visa или Master Card). При этом, на сайте уточняется, что стоимость абонемента включает в себя лишь первые 60 минут поездки; после первого часа проката, каждые дополнительные 30 минут поездки обойдутся в 19 сомов.

Основатель компании «CityBike» Медер Джаманбаев, которой принадлежат точки велопроката, говорит, что собирается довести количество станций до 30. Однако, он не стал уточнять, за какой срок.

Медер Джаманбаев рядом с одной из станций велопроката.
Медер Джаманбаев рядом с одной из станций велопроката.

Он называет свой проект «коммерчески-социальным» и говорит, что хочет обеспечить бишкекчан велосипедами, для «здорового способа передвижения».

«Внедрение велостанций обеспечит бишкекчан здоровым способом передвижения, понижением загрязнения экологии, сокращением трафика на дорогах города», — говорит Джаманбаев.

Точка велопроката рядом с Филармонией.
Точка велопроката рядом с Филармонией.

Открытие станций велопроката происходит на фоне подготовки мэрией Бишкека и общественным объединением «Велосообщество» проекта велодорожки протяженностью 11 километров, которая пройдет из 12 микрорайона и до площади Ала-Тоо — проект должен быть представлен в августе 2015 года.

Искендер Алиев, основатель «Велосообщества», говорил в мае 2015 года, что на строительство первой дороги для велосипедистов уйдет 100 млн. сомов. Сам проект велодорожки был представлен летом 2014 года — через три месяца после того, как мэр Кубанычбек Кулматов пообещал построить её в столице.

Тем временем, мэрия Бишкека уже выделила полосу для велосипедистов на центральной улице Токтогула. Однако, спустя несколько дней её стали занимать автомобилисты, которые парковали свои транспортные средства на расчерченной велодорожке — это вызвало шквал критики со стороны пользователей интернета.

Велодорожка на улице Токтогула почти сразу же начала использоваться в качестве парковки бишкекскими автомобилистами.
Велодорожка на улице Токтогула почти сразу же начала использоваться в качестве парковки бишкекскими автомобилистами.

Фото: Водители заняли новые велодорожки в Бишкеке для парковки

Александ Адекен, администратор сети магазинов и пунктов проката велосипедов «Gergert Sport», которая работает в Бишкеке уже несколько лет, считает, что инфраструктуры для велосипедистов в городе нет и любителям двухколесного транспорта приходится «очень сложно».

«Причина неразвитости — недостаток внимания со стороны правительства», — говорит Адекен.

Несмотря на это, по его словам, велосипеды «уходят с бешенной скоростью» напрокат. Он добавил, что его компания «не боится конкуренции» со стороны «CityBike» и наоборот рада «росту популярности велосипедного» транспорта в Кыргызстане.