Вооруженная группировка «Исламское Государство» усилила пропаганду на русском языке, что является ещё одним подтверждением увеличения русскоязычного контингента организации, пишет радио «Свобода».

Оригинал репортажа опубликован на сайте радио «Свободная Европа / Радио Свобода».

Несмотря на то, что русскоязычные бойцы «Исламского государства» некоторое время распространяли информацию об организации самостоятельно, но несколько недель назад открылось русскоязычное медиа группировки — «Фурат Медиа». Этот канал распространения информации, кажется, имеет официальный или, по крайней мере, полуофициальный статус в медиа-стратегии ИГИЛа.

В настоящее время, по словам аналитика Вашингтонского института политики Ближнего Востока Аарона Зелина, ИГ официально выпускает пропагандистские сообщения на арабском, английском, курдском, французском и русском языках.

Так как ИГ не распространяла никаких заявлений о том, что «Фурат» является его официальным медиа-каналом, Зелин считает, что это “неофициально официальный аккаунт”.

«Фурат» завел аккаунты в сервисе микроблогов «Твиттере», «Фэйсбуке», и в крупнейшей российской социальной сети «Вконтакте», а также открыл собственный веб-сайт (furat.info), с помощью которого распространяет пропаганду через различные виды информации, включая видео-обращения русскоязычных бойцов и англо- и арабоязычные видео с дублированным переводом на русском языке.

Наименование медиа-канала происходит от названия реки Ефрат на арабском языке, и даже имеет собственный логотип — голубой квадрат с двумя белыми волнистыми линиями, подразумевающими воду.

Формальные операции

В том, что русскоязычные боевики в Сирии распространяют пропаганду, нет ничего нового.

Различные фракции боевиков — и те, кто воюет за ИГИЛ, и те, кто сами по себе — распространяли информацию через свои веб-сайты и профили в социальных сетях с конца 2012 года — почти с самого начала пребывания в Сирии.

Однако, в связи с ростом популярности русскоязычной группировки в ИГИЛе (и с увеличением количества бойцов в ней), экстремистская организация трансформировала медиа-стратегию из разрозненных усилий в более частые появления и полупрофессиональные операции в интернете.

Главным предшественником «Фурата» был «ФиСирия», который открылся в начале 2013 года — это был веб-сайт, который запустили чеченские боевики, возглавляемые грузином из Панкисского ущелья Умаром аль-Шишани. В самом начале «ФиСирия» был, в основном, личной веб-страничкой аль-Шишани, на можно было прочитать новости о боях, в которых участвовали его чеченские боевики.

«ФиСирия» сменила профиль и название, когда Шишани повысили в звании и сделали военным командиром «Исламского государства» в Сирии.

После того, как Шишани дал присягу верности лидеру ИГИЛа Абу Бакру аль-Багдади и вместе со своей группой боевиков уехал воевать за ИГИЛ в конце 2013 года, «ФиСирия» также переехала с ним и стала пропагандистским веб-сайтом на русском языке.

В данный момент, тех, кто заходит на «ФиСирию», перенаправляет на сайт «Фурата». «Фурат», судя по всему, также поглотил другую медиа-группу «Исламского государства» — «ШамТудэй» — ресурс, который был в последнее время активен в российских социальных сетях и был создан группой боевиков из Северного Кавказа.

Увеличение потоков информации

«Фурат» значительно увеличил объем русскоязычной пропаганды, публикуемой ИГ — в первую очередь, выпуском уже существующих видео экстремистской группировки с субтитрами на русском.

Но для того, чтобы сделать это, группировка должна была завербовать дополнительных «сотрудников», которые владеют разговорным арабским в достаточной мере для перевода видео на русский.

Свидетельства того, как работают русскоязычные каналы, можно найти в социальных сетях, где русскоязычные бойцы публикуют фотографии медиа-центров ИГ.

Казахский боец «Исламского государства», который представляется «Артемом», 1 июля опубликовал фотографию, на которой, по его словам, запечатлен «Медиа-центр ИГ». На фотографии изображаются «Артем» и другой боец, сидящие в офисе с лэптопами и мобильными телефонами.

Не только чеченцы

Присутствие «Артема» в Мосуле (город в Ираке), «медиа-центр» организации, вместе с остальным русскоязычным контингентом группировки — это еще одно свидетельство растущей и меняющейся русскоязычной пропаганды ИГ.

Боевик ИГИЛа из Казахстана, который называет себя "Артем".
Боевик ИГИЛа из Казахстана, который называет себя «Артем».

Ранее русскоязычная пропаганда ИГИЛа, похоже, действовала в основном для Северного Кавказа, и при помощи бойцов оттуда.

Однако, в последнее время, выходцы из Центральной Азии также начали появляться в кадрах помогающими в подготовке пропагандистских выпусков группировки.

Известный таджикский боевик Абу Дауд (настоящее имя Парвиз Саидрахмонов) был несколько раз заснят во время работы в «медиа центре» ИГИЛа.

Саидрахмонов, который предположительно убил себя 25 июня 2015 года, был связан с несколькими видными русскоязычными идеологами ИГ, включая дагестанских проповедников Ахмада Мединского и Надира Абу Халида. Оба дагестанца были близки к Абу Джихаду, этническому карачаевцу, который был доверенным лицом Шишани и также был вовлечен в пропаганду ИГ в течении многих месяцев. Вероятно, Абу Джихад является одним из тех, кто стоит за «Фурат Медиа».

Скриншот с изображением Абу Хуссейн аль-Узбеки, боевика их Узбекистана, из видео "Фурат Медиа".
Скриншот с изображением Абу Хуссейн аль-Узбеки, боевика их Узбекистана, из видео «Фурат Медиа».

Вербовка и удержание

Основная деятельность «Фурата» заключается в двух главных целях.

Во-первых, он направлен на вербовку новых русскоязычных боевиков, как из России (в частности, с Северного Кавказа), так и из других постсоветских республик, особенно из Центральной Азии.

«Фурат» также задействован в распространении сообщений руководства ИГИЛа для русскоязычных бойцов, которые уже воюют на стороне группировки. Эти сообщения распространяются как через социальные медиа, так и посредством записи на компакт-диски пропагандистских роликов с русскими субтитрами и рассылкой их русскоязычным вооруженным группам на территории, подконтрольной «Исламскому государству».

В социальной сети «Фэйсбук» 1 июля появился пост с фотографией, на которой были изображены компакт-диск; в описании к фотографии говорилось, что диски предназначены для «братьев в халифате» («халифатом» называют «Исламское государство» на подконтрольной группировке территории).

Устойчивость

Несмотря на то, что руководство социальных сетей, вроде «Фэйсбука» и «Твиттера», неоднократно пыталось удалить пропагандирующие ИГИЛ страницы, «Фурат» оказался более устойчивым.

Аккаунт «Фурат» на «Фэйсбуке» уже был заброкирован, когда 1 июля открылась новая группа в социальной сети (в данный момент, она уже закрыта); 2 июля группа уже насчитывала 87 участников.

Пока некоторые страны, включая Россию, Казахстан и Таджикистан, блокируют веб-сайты, пропагандирующие ИГ и другие радикальные исламистские группировки — заблокировать страницы в социальных сетях гораздо сложнее.

Министерство внутренних дел Таджикистана 2 июля опубликовала список веб-сайтов, которые должны быть заблокированы — в списке не говорится ни слова о «Фурат Медиа» и его страницах в интернете.

Перевод: Малика Баяз.
Заглавное фото: Скриншот из видео о присяге боевиков из Северного Кавказа лидеру ИГИЛа.