12 и 13 сентября в Берлине впервые прошел музыкальный фестиваль Lollapalooza Berlin 2015. Редактор Kloop.kg Азамат Омуралиев побывал на нем, описал свои впечатления от первого дня фестиваля, в течение которого играли группы Franz Ferdinand, Chvrches, Hot Chip и хип-хоп дуэт Macklemore & Ryan Lewis, и записал выступления музыкантов.
Повествование ведется от лица Азамата. Все видео- и фотоматериалы предоставлены им же.
Так получилось, что я попал на музыкальный фестиваль Lollapalooza Berlin 2015, который проходит в этом году впервые в Германии. Сам фестиваль Лоллапалуца — огромный бренд, который по популярности и узнаваемости можно сравнить с фестивалями Гластонбери или Коачелла.
Однако изначально Лоллапалуца с 1991 года проходила лишь в Америке. Основал фестиваль Перри Фаррелл, фронтмэн группы Jane’s Addiction. Создал он Лоллапалуцу в качестве прощального тура для этой самой группы, но со временем это переросло в настоящий локомотив фестивальной музыки. С 2005 года на регулярной основе Лоллапалуца проводится в Чикаго, с 2011 года — в Сантьяго, Чили, с 2012 года — в Сан-Паулу, Бразилия, и с 2014 года в Буэнос-Айресе, Аргентина.
14 лет спустя фестиваль выбрался за пределы американских материков. Лоллапалуца прошла впервые за пределами Америки в Берлине, 12 и 13 сентября 2015 года.
Лайнап берлинской Лоллапалуцы впечатляет — пусть ему и есть куда расти. В этом году на фестиваль приехали Run The Jewels, Сэм Смит, Clean Bandit (прошлогодняя ‘Rather Be’ — их песня), Fatboy Slim, диджеи Martin Garrix и Skrillex, Tame Impala, Hot Chip и десятки других менее известных музыкантов. В этом есть и дань корням фестиваля — на Лоллапалуце в свое время раскрылись десятки альтернативных рок-групп, начиная The Strokes и заканчивая M83.
Хэдлайнерами первой Лоллапалуцы стали Muse, The Libertines и дуэт Macklemore & Ryan Lewis.
День первый
В первый день на Лоллапалуцу пришли 50 тысяч человек: довольно скромная цифра для крупного музыкального фестиваля, но в любом случае внушительная. Еще больше в этом контексте удивляет место проведения: берлинская Лоллапалуца прошла практически в центре города, на территории заброшенного аэропорта Темпельхоф, который местные жители обустроили в парковую зону — обычно такие фестивали выводят в пригород.
Естественно, никакого «Кыргызстан-Австралия» ни на входе, ни на выходе, ни в течение всего фестиваля не было. По периметру на специальных пунктах пропускали на сам фестиваль и выдавали браслеты с магнитным чипом, которым можно было расплачиваться за еду и напитки (нужно было лишь пополнить баланс браслета в специальных пунктах). Очень удобное решение: без мороки со сдачей у магазинчиков с колой и донерами очереди рассасывались буквально за несколько минут.
Всего на фестивале было четыре сцены: две большие, одна поменьше и четвертая с мощными светоустановками (на ней выступали в основном диджеи). Расстояния между ними были небольшие, но шагомер на телефоне все равно подсказал, что за один фестивальный день я прошел около 10 километров лишь внутри самого Темпельхофа.
Впрочем, вдаваться в логистику фестиваля можно очень долго. Однако оттого Лоллапалуца и музыкальный фестиваль — главное здесь артисты. К сожалению, всех послушать в первый день не удалось, но на Hot Chip, Chvrches, FFS (Franz Ferdinand & Sparks), Dog Blood (Skrillex & Boys Noize) и Macklemore & Ryan Lewis я попал.
Угловатая электроника с зубодробительными басами от Chvrches
У шотландской группы Chvrches получилось очень камерное и неприжденное выступление. Слушателей было относительно немного — тысяча-две, и сама группа играла не так долго.
Но в такой толпе образовалась очень тонкая атмосфера: музыка Chvrches вживую звучит совершенно по-другому. Если в записи их первый (и пока единственый альбом) объединяет элемента угловатого синти-попа с экспериментальностью Афекса Твина, то на живом выступлении басы переходят в совершенно другое измерение.
Отрывок из песни ‘Leave a Trace’
Ни до Chvrches, ни после них на Лоллапалуце более животрепещущих и практически осязаемых басов я не слышал. В принципе, это довольно ловкий и хитрый трюк — группа завлекала слушателя на практически физиологическом уровне, но никто от этого, вроде, не пострадал.
Та самая атмосфера не располагала к безумным танцам и адреналину, но и дружеской связи между группой и слушателями не возникло — выступление Chrvches обосновалось где-то посередине между двумя полюсами прошедшей Лоллапалуцы.
Chvrches — Clearest Blue
Играли Chvrches вперемешку синглы с их грядущего альбома Every Open Eye и песни с уже вышедшего The Bones of What You Believe. Разница между ними разительна: на первом альбоме группа развлекалась с экспериментальным техно, а на втором убрала острые басы и добавила больше попсовых гармоний. Однако и упрекнуть их за это сложно — звучат оба диска восхитительно (как вживую, так и в записи).
Шоу Macklemore & Ryan Lewis c салютами и мини-оркестром
Окей, с Маклмором получилось довольно неожиданно. Фанфары, самое помпезное шоу фестиваля и запредельный градус пафоса были довольно предсказуемы. Это, конечно, не минус выступления, но дело в том, что из такого грандиозного шоу Маклмор смог сделать совершенно интимный и личный вечер.
Со слушателями на Лоллапалуце больше всех, наверно, говорил именно Малкмор. Шутил о шницелях, хвалил берлинцев за Темпельхоф, делился впечатлениями о рождении дочки и обсуждал закон о легализации браков в США. Оговорок здесь много: во-первых, разговоры со зрителями — привычная часть множества крупных лайвов; во-вторых, в этом всем легко разглядеть умелый маркетинг и постулаты правильного перформанса.
Macklemore & Ryan Lewis — Thrift Shop
Отрывок из песни ‘Wing$’
Но за настроение вечера о всех таких оговорках стоило забыть. Шоу Маклмора оказалось гораздо (гораздо-гораздо) спокойнее выступлений большинства крупных артистов на Лоллапалуце, но и ощущения обычной музыкальной посиделки не было. Все эти салюты, пошловатые шутки и фанфары создавали впечатление скорее отличной пляжной вечеринки, откуда уходить совсем не хочется.
Macklemore & Ryan Lewis — Can’t Hold Us
The Heist — а у дуэта Macklemore & Ryan Lewis пока лишь один альбом — ничуть не вершина музыкальных или смысловых идей. Подтверждает это и сам Маклмор — после вручения ему премии «Грэмми» за лучший рэп-альбом артист извинился перед Кендриком Ламаром.
Однако на альбоме Маклмора есть много моментов очень мощных чисто эмоциональных моментов. ‘Thrift Shop’ пусть всем уже и надоел, но безбашенность ‘Can’t Hold Us’ и светлая сентиментальность ‘Same Love’ идеально вписываются в фестивальный формат.
Немного Hot Chip, Skrillex и Franz Ferdinand
Легендарные рокеры Franz Ferdinand и диджей Skrillex на Лоллапалуце играли в составе новых проектов.
Новый коллаборационный проект FFS (Franz Ferdinand & Sparks) практически полностью исполнил свой первый новый (и плохой по всем параметрам) альбом с перерывами на всего две песни культовых «фердинандов».
Отрывок выступления Dog Blood
А Skrillex играл с немецким продюсером Boys Noize. У их дуэта Dog Blood тоже лишь один альбом, но в большинстве своем их сэт состоял из неудержимых и клубных миксов с световым шоу на грани эпилептического шока.
Лично мне — ввиду отсутствия фестивального опыта за плечами — было бы гораздо интереснее услышать сольных Skrillex и Franz Ferdinand, но даже с объективной точки зрения их живые выступления оказались довольно плоскими. При этом сцены им, естественно, выделяли самые большие — на выступлениях обоих коллаборационных проектов было не меньше 10 тысяч зрителей.
Отрывок выступления Hot Chip
Скромные и расслабленные Hot Chip тоже смотрелись неоднозначно. С одной стороны, их выступление отлично подошло для неспешного осмотра территории фестиваля, но с другой, в самой толпе перед сценой особых эмоций не было.
А за эти два дня я понял, что важнее всего на таких событиях именно они. Не опыт и память, не посты в инстаграме и обсуждения с друзьями, а именно ни с чем не сравнимые, совершенно уникальные и неповторимые эмоции.