3 min read

На прошедших выходных в Берлине прошел музыкальный фестиваль Lollapalooza Berlin 2015, на котором побывал редактор Kloop.kg Азамат Омуралиев. Во втором и последнем спецрепортаже с фестиваля он описывает впечатлений от выступлений Muse, Run The Jewels и Сэма Смита и прилагает записи их концертов.

Читать по теме: Редактор Kloop.kg на фестивале Lollapalooza, день первый: Macklemore и Chvrches

Повествование ведется от лица Азамата. Все видео- и фотоматериалы предоставлены им же.

На второй день фестиваля эйфория прошла и уступила место практическим замечаниям. Два фестивальных дня — это, естественно, совсем не опыт, но я сомневаюсь, что некоторые из следующих пунктов сильно разнятся на музыкальных фестивалях масштаба Лоллапалуцы.

Снимок экрана 2015-09-14 в 23.56.19
Во-первых, на фестивале были (ожидаемо) очень дорогие напитки и еда. В первый день я об этом как-то не подумал, но ко второму подготовился основательно. Бутылка воды, два бутерброда и фрукты спасли меня во время долгого ожидания легендарных Muse.

И здесь можно подойти ко второму пункту. Конечно, на любой концерт фестиваля можно было прийти прямо к началу выступления, но это практически полностью гарантировало плохие места.

В зависимости от артиста, места у сцены начинали заполняться за 20 минут до начала концерта, а иногда и за 2 часа.

На Run The Jewels и Chvrches лично мне было достаточно прийти за 15 минут до начала выступления — и в итоге стоял я практически у сцены. Но ради такого же места на Сэма Смита мне пришлось прийти за час до выступления, а на Muse — за два с половиной.

Lollapalooza Panorama

В-третьих, не стоит зацикливаться на одной сцене. На разных площадках играют разные исполнители: я, например, никогда не слышал о группе My Morning Jacket, но было очень интересно (пусть неосознанно и случайно) их посмотреть. Также приятно просто пройтись по территории фестиваля: организаторы часто организуют специальные уголки с развлечениями.

Но, опять же, главное на музыкальных фестивалях — правильно, музыка. С которой на второй день мне повезло даже больше: услышать Muse вживую было давней мечтой детства, а увидеть Run The Jewels хотелось не меньше. А еще Сэм Смит — очень милый.

Зажигательные и неудержимые Run The Jewels

Run the Jewels

Фестивали — площадки очень либеральных настроений, и за эти два дня и сами артисты критиковали правительства разных стран. Маклмор, например, размышлял о запоздалой легализации гей-браков в Соединенных Штатах и проблеме беженцев, а Run The Jewels пропагандировали идеи анархизма.


Выход Run The Jewels на сцену под песню ‘We Are The Champions’

Если честно, выглядело это довольно странно: по сути артисты таким образом лишь доносят настоящую суть своих песен до слушателей. Но, с другой стороны, это заводит толпу.

Впрочем, легендарным Killer Mike и El-P, составляющим хип-хоп дуэт Run The Jewels, удалось зажечь толпу и без особых провокаций. Выход на сцену под Queen, яростные ‘hey, hey, hey’ в каждом треке и прыгающие рэперы, обоим из которых уже по сорок лет — зрелище очень веселое.


Run The Jewels — Close Your Eyes

Треклист выступления Run The Jewels оказался довольно предсказуем, но очень релевантен: больше песен со второго альбома, нежели с первого, и больше неудержимых треков с яростными битами, чем сложных минорных мелодий.

Удивительнее и прекраснее всего было услышать в завершении часового концерта ‘Christmas Fucking Miracle’, которая немного снизила градус всеобщей возбужденности и оставила слушателей с отличным послевкусием.

Читать по теме: Как новые клипы Run The Jewels и Кендрика Ламара меняют смыслы песен

Сэм Смит, подпевающий стадион и кавер на Эми Уайнхауз

Sam Smith 1

Британский певец Сэм Смит вышел на сцену и сразу извинился за свою простуду. Смит предупредил, что будет звучать «как лягушка» и начал с красивой, простой и всем известной ‘I’m Not The Only One’.


Сэм Смит — I’m Not The Only One

Естественно, подпевал весь стадион. Подпевал очень громко и дружно. Чтобы понять масштаб происходившего, просто прокрутите видео сверху на отметку 2:33.

И так весь концерт. Первая песня, вторая, пятая, десятая — стадион ревет. Поет как куплеты, так и припевы. Ни на одном другом концерте фестиваля такого не было.

Отрывок из песни ‘La La La’


Акустическая версия песни ‘Latch’ дуэта Disclosure

Не все песни Смита, на самом деле, заслуживают внимания, но эта очень дружная и расслабленная атмосфера оправдывала каждую плохую песню его выступления.

Как и многие на Лоллапалуце, Смит много общался со слушателями. Рассказал об истории невзаимной любви — под смешки как собственные, так и всего стадиона — и тоже затронул тему однополых браков.



Мэшап песен ‘Tears Dry On Their Own’ и ‘Ain’t No Mountain High’ (который я не додумался записать одним роликом, потому что не сразу осознал, что это действительно мэшап, а не просто кавер)

Кроме того, пел Смит не только свои песни. Две песни дуэта Disclosure — естественно, ‘Latch’, а также менее популярную ‘Together’. Еще он спел слишком долго крутившуюся по радио ‘La La La’ и гораздо более неожиданно — сдвоенный кавер на Эми Уайнхауз с Марвином Геем. В его исполнении ‘Tears Dry On Their Own / Ain’t No Mountain High Enough’ звучит гораздо лучше, чем, например, недавний новый кавер на ‘Hotline Bling’ Дрэйка.

Космические короли стадионного рока: Muse

Muse 2

Я любил Muse. В детстве, очень сильно. Знал половину песен наизусть. Разучивал ноты ‘New Born’ и играл на пианино. Смотрел лайвы со стадиона О2 в Лондоне и грустил, что никогда не увижу их вживую.

Увидел.

Честно говоря, шел я на концерте с двоякими чувствами. С одной стороны, скепсис: Muse уже давно не те, да и никогда не были авторами великих альбомов и песен. Выходцы пострэдиохедовской эпохи с довольно подростковым звучанием и очень прямолинейным подходам к текстам.

А с другой стороны, воспоминания о детской мечте. Другая сторона в итоге перевесила, и я пожертвовал группой Tame Impala, которая выступала в то же время на другой сцене, и пришел на Muse за два часа до начала концерта. Чтобы быть поближе к сцене, видеть прыжки и выкрутасы Мэттью Бэллами.

Оно того определенно стоило. В плане живых выступлений Muse застряли где-то в середине нулевых — никаких лишних действий, короткое ‘Hi Berlin’ слушателям и полтора часа чистой музыки. Никаких спецэффектов или умопомрачительных лазерных шоу. Дешевенькие и простые видеоролики на экране.

Никто так на Лоллапалуце не делал. Macklemore выступал с салютами, фейерверками и столпами пламени, Belle & Sebastian, кажется, больше разговаривал с публикой, чем играли музыку. А Muse просто выступали.


Отрывок песни ‘Hysteria’

Никто так на Лоллапалуце не играл. За все время существования группы (а ей, на минуту, уже 21 год) Muse отстаивали и продолжают отстаивать звание королей стадионного рока. Это что-то из совершенно другой Вселенной: музыка, которая проникает под кожу на полтора часа и не отпускает до последней секунды.

И дело даже не столько в самих песнях. Несомненно, лучше и эффектнее всего звучали треки с ранних альбомов группы — Absolution, Origin of Symmetry и Black Holes & Revelations. Но даже песнями с плохеньких The 2nd Law и Drones группе удавалось заряжать какую-то совершенно неповторимую энергетику на стадионе.

Читать по теме: обзор альбома «Drones» группы Muse

Прыгающий и скачущий по сцене Бэллами. Двухминутные соло барабанщика. Внезапная гармошка в прелюдии к ‘Knights of Cydonia’.

Видео этого не может передать. Ни одно на свете. Ни хорошая трансляция, ни репортаж BBC.


Отрывок песни ‘Time Is Running Out’

Это нужно видеть. В первый день Lollapalooza Berlin 2015 я осознал, что главное на таких событиях — это эмоции. Во второй я понял, что ради достижения этих эмоций главное — это атмосфера.

Космическая, неземная и абсолютно уникальная.