Сотни тысяч кыргызстанцев пойдут 4 октября отдавать свои голоса на выборах в парламент. Перед этим они должны сдать биометрические данные и проверить себя в списках избирателей. Улугбек Акишев прошел через этот процесс и описал его в этой колонке.

Повествование ведется от лица Улугбека Акишева. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Почти через две недели кыргызстанцев ждет очень важное событие — парламентские выборы. Это вторые выборы в законодательный орган страны после смены власти в 2010 году.

Для проведения этих выборов правительство с 2014 года начало собирать биометрические данные граждан. С какого-то момента даже сделали биометрическую регистрацию обязательной, так как выборы решили проводить с автоматизированной системой голосования, которая требует эти данные.

Это, как заявляют власти, должно обеспечить отсутствие вбросов и фальсификаций на выборах. Даже административный ресурс обещают не применять и угрожают наказывать за его использование.

Процесс попадания в списки избирателей работает так:

  • сдать (зарегистрировать) биометрические данные;
  • проверить себя в списках на shailoo.srs.kg;
  • проверить себя в списках на избирательном участке.

Наглядно об этом говорится в информационном видео Центральной избирательной комиссии:

На бумаге процесс очень простой. Но это лишь на первый взгляд, потому что мы живем в стране, которая никогда не славилась ответственным подходом к организации и внедрению чего-либо.

Местные СМИ, ссылаясь на данные первого вице-премьера Тайырбека Сарпашева, говорят, что лишь 3-7 процентов избирателей не смогли найти себя в списках (хотя и это большая цифра).

Три дня назад, когда премьер-министр Темир Сариев встречался с лидерами партий, Алтынбек Сулайманов («Бир Бол») посетовал, что данные Сарпашева неверны, и на деле до 20 процентов избирателей не могут найти себя в списках.

«Если столь большое число граждан не найдет себя в списках и не сможет проголосовать, кто ответит за нарушение их конституционных прав?» — спрашивал главу правительства Сулайманов.

То есть, не исключается вероятность, что из тех 2,8 миллионов избирателей, о которых 17 сентября заявлял Сарпашев, более полумиллиона граждан могут оказаться не в списках 4 октября. А ведь почти половина моей ленты в «Фэйсбуке» и «Твиттере» сдавала биометрику лишь для участия в выборах.

Я тоже пару месяцев не мог найти себя в списках, хотя сдал биометрические данные ещё в конце июня 2015 года.

Онлайн-портал «Избирательная система» Государственной регистрационной службы запустили ещё в августе, но свои данные я не мог найти вплоть до 17 сентября.

На портале предлагалось написать письмо в ГРС — но то ли почтовый сервис работал неправильно, то ли ещё что-то пошло не так, я в системе не появлялся. Хотя автоответчик писал мне письма с текстом «ваши данные в обработке».

Сколько раз я звонил в колл-центр — не сосчитать. Операторы ответили на мой вызов лишь 14 сентября. 10 минут длительного и нудного заполнения формы обращения оператором (кажется, каждый пассажир маршрутки, в которой я ехал, знает теперь мои данные, потому что приходилось говорить громче).

Я понимаю, что все имеют право на ошибку, и мои данные могли затеряться на одной из флеш-карт в Государственной регистрационной службе, но от этого негативный эффект всей кампании не выветривается. Как бы ни старались преподносить сбор биометрики, но человеческий фактор лишь ухудшает работу системы.

Изначально все выглядело по-дурацки: сбор биометрических данных осуществляли на местах, скидывали файлы с информацией на переносные флеш-карты, которые перевозили в ГРС, а потом загружали в единую систему и обрабатывали.

В более подготовленных странах эти данные сразу отправлялись бы в единую систему без участия человека (он бы просто нажимал кнопки и показывал брошюры гражданам).

Биометрику и её использование на выборах необходимо внедрять, но не так, чтобы «галопом по Европам», то есть начинать, наверное, надо было где-то три года назад. Тогда бы и система работала, и процессы были отлажены, и в день голосования каждый гражданин мог бы найти себя в списках.

(Кстати, да, финальный общий список избирателей появится в открытом доступе лишь 24 сентября, а ведь кампания «Проверь себя в списке» действует до 19 сентября. Как-то нелогично получается.)

А сейчас мы можем лишь ждать дня выборов и уповать на то, что все желающие проголосовать сделают это, а нарушений с автоматизированной системой будет минимум.

Не то, если верить президенту Алмазбеку Атамбаеву и премьер-министру Темиру Сариеву, «все ответственные за это» понесут уголовную ответственность. Опять же слабо верится, что это будут руководители ведомств и тот же Сарпашев, который полностью курирует этот вопрос.

Фото: Андрей Стенин / Sputnik Kyrgyzstan.