Отдельные политики могут заменить политическую платформу на выборах в Кыргызстане — однако это, по крайней мере, не влияет на результаты голосования.

Оригинал опубликован на сайте журнала The Diplomat.

С приближением дня выборов в Кыргызстане, партии и политики проводят борьбу между собой за поддержку избирателей.

В отличие от выборов, проводимых в других странах Средней Азии, результаты парламентских выборов в Кыргызстане, которые пройдут 4 октября, невозможно предсказать.

В каком-то смысле, эта неопределенность и является отличительной чертой демократических выборов, которые способны продемонстрировать конкуренцию, но в то же время отсутствие определенности между платформами множества партий свидетельствует об относительной юности демократии в Кыргызстане.

Предполагается, что президентская Социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК) займет большинство мест в новом парламенте среди 14 партий, участвующих в выборах.

В пока действующем созыве парламента правящая коалиция состоит из 26 депутатов от СДПК, «Ар-Намыса», занимающего 25 мест, и 18 парламентариев от «Ата Мекена».

«Ата-Журт», который вышел из коалиции большинства в октябре 2011 года, занимает 28 мест в парламенте, а «Республика» имеет 23 мандата.

По мнению аналитиков, эти пять партий вернутся в парламент, а в дополнение к ним ещё пройдут одна или две партии.

«Институт по освещению войны и мира» (IWPR) пишет:

«Несмотря на то, что ни одна партия не является доминирующей в парламенте, эти цифры приобретают все меньше смысла, так как составы политических союзов изменяются, а отдельные политики покидают одну партию и входят в другую, ну или создают нечто новое».

К примеру, «Ата-Журт» и «Республика» объединились между собой. IWPR, как и другие, отмечает, что этот союз «выглядит странным, учитывая историю взаимных обвинений в правонарушениях».

Тем не менее, в сердце кыргызская политика все ещё очень персонализированная — партии не очень различаются в своих платформах.

Как пример, рассмотрим разлад в отношениях правящей коалиции. Алмазбек Атамбаев и лидер партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев были когда-то близкими союзниками. Однако на последнем съезде своей партии Текебаев, по данным IWPR, заявил следующее:

«Главная особенность нынешней политической системы — это то, что правительство находится вне контроля, что дает членам правящего большинства чувство безнаказанности и отсутствия справедливости».

Несмотря на то, что до выборов остается меньше двух недель, информационное агентство 24.kg сообщает, что ещё не все партии «закончили работу над своими предвыборными программами».

В обзоре партийных программ от 24.kg отмечается:

«Большинство партий предлагают одно и то же. Много общих пушистых фраз, и отсутствует конкретика, особенно в разделах, касающихся “социалки”».

Американское высказывание, что «вся политика локальна» также касается и кыргызской политики — многие вопросы, представленные в обзоре платформ от 24.kg, имеют локальный контекст: образование, рабочие места, развитие, здравоохранение.

Кто выиграет, а кто проиграет в день выборов, и как сформируется правящая коалиция, зависит от того, как пройдут выборы.

Кыргызстан впервые проводит выборы с использованием биометрических данных для идентификации избирателей — если избиратели не сдали свои данные (отпечатки пальцев, фото, подпись), то уже не смогут проголосовать.

С этой системой могут возникнуть некоторые проблемы — от лишения трудовых мигрантов гражданских прав до реальных технических проблем в день голосования.

Между тем, правительство Кыргызстана активно пытается предотвратить возможные беспорядки или насилие во время выборов.

«Мы будем принимать самые жесткие меры в отношении тех, кто будет организовывать беспорядки и перекрывать дороги после выборов, — заявил премьер-министр Темир Сариев. — Если какая то из сторон планирует что-то подобное, советую позабыть об этой идее.»

Пока беспорядков и волнений в стране не ожидается, но существует неясность у избирателей, которые, сдав свои биометрические данные, все равно рискуют не появиться в списках.

Перевод: Ольга Кутищева