Оригинал материала опубликован на сайте EurasiaNet.org. Его автор Анна Лелик является выпускницей Школы журналистики Kloop.kg.
До конца года осталось менее двух месяцев, и страдающие от туберкулеза жители Кыргызстана считают дни до того, как прекратится финансирование столь необходимого им лечения.
В корне проблемы лежит хищение правительственными чиновниками иностранной помощи и отказ вернуть присвоенные деньги.
Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией – донорская организация, финансируемая национальными правительствами и филантропами – в общей сложности потратила в Кыргызстане $47 млн. С 2010 года фонд предоставил $5,6 млн на исследования, обучение с целью повышения навыков диагностирования туберкулеза, и создание инфраструктуры для оказания помощи больным.
Раньше деньги выделялись напрямую кыргызскому правительству. Но в 2010 году обязанности по распределению средств были переданы Программе развития ООН (ПРООН) после того, как во время аудита были выявлены доказательства финансовых нарушений. В рамках проведенного в 2009 расследования выяснилось, что госчиновники потратили $120 тыс на личные нужды ($40 тыс из этих денег предназначались на программы по борьбе с ВИЧ, а остальное – на борьбу с туберкулезом).
Несмотря на обещания чиновников исправить ситуацию – последние подобные заявления прозвучали в октябре этого года – деньги так и не вернули. В результате выделение Глобальным фондом грантов на продолжение работы в 2016-2017 гг. представляется маловероятным. По словам Акжола Джороева, специалиста по связям с общественностью в офисе ПРООН, пока фонд не предоставил новый грант.
«Судьба гранта на борьбу с туберкулезом находится на стадии принятия решения. Нынешний грант закончится, но пока неизвестно, каковы будут действия Глобального фонда в следующем году», – сказал он EurasiaNet.org.
Среди страдающих от создавшегося кризиса организаций находится и «Альтернатива», занимающаяся оказанием помощи уязвимым слоям населения. «Мы можем забирать [бывших наркозависимых и заключенных] в дроп-ин центр, и они могут у нас жить в течение нескольких месяцев. Наши сотрудники ведут патронаж, пока они не закончат лечение», – сказала EurasiaNet.org Ирина Пугачева, одна из основательниц «Альтернативы».
В сложившейся ситуации приемный центр «Альтернативы», функционирующий за счет средств Глобального фонда, закроется в конце года. Правительственные организации не справятся с ожидаемым в результате наплывом пациентов.
«Как мы можем остановить туберкулез, когда наши государственные социальные услуги не работают? Существует государственный приют «Коломто», но он не в состоянии принять всех нуждающихся. Многие из них живут в центрах при неправительственных организациях. Куда им идти [после закрытия приютов]? О какой борьбе с туберкулезом речь, если людям негде жить?» – сказала Пугачева.
Тюрьмы в Кыргызстане часто являются рассадниками лекарственно-устойчивого туберкулеза. По данным правительства, самый высокий уровень смертности от туберкулеза наблюдается именно в кыргызских пенитенциарных заведениях, хотя наметилась тенденция к его сокращению. В марте министерство здравоохранения сообщило о смерти 406 заключенных в 2014 году, по сравнению с 466 годом ранее.
Кыргызские чиновники хотели бы, чтобы тенденция к сокращению смертности сохранилась, но их надежды могут не осуществиться в связи с распространением мультирезистентного туберкулеза, уровень заболеваемости которым особо высок среди заключенных.
Руслан, перенесший туберкулез 19-летний студент, помогает доводить до людей, что с этой болезнью можно справиться. Он заразился в возрасте 13 лет. «Я думал, что эта болезнь неизлечима, но мама сказала мне, что я неправ. Я не хотел принимать лекарства, т.к. процесс лечения долог, труден и неприятен, – сказал он. – Я стеснялся одноклассников и друзей, поэтому скрывал, что болен».
Несмотря на сложности и опасения, Руслан продолжал бороться, а сейчас он работает волонтером в Красном Полумесяце, принимая участие в информационных кампаниях.
Работники здравоохранения, занимающиеся борьбой с данным заболеванием, понимают, что одной из сложностей при лечении является преодоление недостатка информации и недопонимания. «Тут дело не только в том, сколько таблеток принять. Нужно также сформатировать отношение и среду, чтобы побудить человека начать лечение. А наше общество с этим не справляется», – сказала Айнура Ибраимова, менеджер осуществляемого Агентством США по международному развитию проекта «Победим туберкулез» с бюджетом в $12,7 млн.
Проект «Победим туберкулез», рассчитанный на пять лет, начал работу в конце 2014 года. В рамках инициативы планируется организовать обучение для работников здравоохранения, предоставить новое лабораторное оборудование и расширить масштаб оказываемой больным помощи.
Однако и без того трудная задача по борьбе с туберкулезом может еще более осложниться в результате принятого Кыргызстаном в июле решения усложнить жизнь Агентству США по международному развитию в ответ на действия Вашингтона, которые в Бишкеке посчитали оскорбительными. В соответствии с отмененным ныне договором между США и Кыргызстаном от 1993 года, ввозимые в республику в рамках осуществлявшихся США гуманитарных программ не облагались пошлинами. Аннулирование договора может создать проблемы при приобретении лабораторного оборудования для проекта «Победим туберкулез».
«Нам стало сложно находить выходы из ситуации, но проект ни на день не прерывал работу», – сказала EurasiaNet.org Ибраимова.
В борьбе с туберкулезом в Кыргызстане иностранная помощь играет огромную роль. По подсчетам Международной организации здравоохранения, по состоянию на 2015 год 63% расходуемых на противодействие этой болезни средств предоставляется международными донорами.
В своей речи в начале года заместитель премьер-министра Дамира Ниязалиева дала оптимистичную оценку способности правительства справиться с трудностями в сфере здравоохранения, включая борьбу с туберкулезом, в случае прекращения финансирования со стороны Глобального фонда. «Глобальный фонд заявил, что, возможно, прекратит свое финансирование в нашу страну в 2017 году, – приводит ее слова газета «Вечерний Бишкек». – На 2016-2017 годы мы будем увеличивать эту сумму [бюджетного финансирования на борьбу с туберкулезом]. Туберкулез – социально опасное заболевание. А потому оставлять этот вопрос без внимания нельзя. Финансирование не будет прекращено».