Накануне своих больших концертов в Санкт-Петербурге и Москве российский рэп-исполнитель Оксимирон выпустил новый альбом «Горгород», один из самых ожидаемых русскоязычных релизов этого года. Обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев послушал диск и пришел к выводу, что альбом получился не таким, как ожидалось, но все равно хорошим.
Нельзя сказать, что «Горгород» стал абсолютным сюрпризом. Да, Оксимирон выпустил его накануне своего концерта в Санкт-Петербурге 13 ноября в открытый доступ без каких-либо рекламный акций. Но стоит помнить, что концерты в Питере и Москве были заявлены «презентациями нового альбома», да и сам Оксимирон обещал свой второй диск довольно давно.
Оттого от «Горгорода» случился эффект не разорвавшейся бомбы, а скорее вполне ожидаемого ажиотажа. Рунет воспламенился, о релизе альбома написали самые разные издания, начиная тематическими (например, The Flow) и заканчивая новостными (например, Медуза). Пользователи твиттера разделились на два фронта: одни радостно приняли «Горгород», а другие начали строить теории (основываясь на Толкиене и картинах Брейгеля) о том, что это лишь затравка, и скоро Оксимирон выпустит еще один альбом.
Во многом такое разделение мнений можно объяснить богатой предысторией «Горгорода». Свой предыдущий и дебютный альбом Оксимирон выпустил в 2011 году, и хотя 4 года для музыкальной индустрии срок не критичный, всё это время он оставался в центре всеобщего внимания. Награда «Открытие года» от журнала GQ в 2012 году, многочисленные гостевые куплеты, в определенных кругах ставший легендарным баттл с Джонибоем и вдохновленный биографией Оксимирона сериал «Лондонград». Оттого перенос релиза второго альбома на 15 месяцев, о котором рэпер заявил в прошлом году, был болезненно воспринят публикой.
И потому ожидания были чрезвычайно завышены. От Оксимирона хотели большой, яростный альбом с кичливостью и кривлянием прошлых лет, а получили оммаж предпоследнему диску Кендрика Ламара. Но плохо ли это — тот еще вопрос.
Вместо «Вечного жида 2.0» у Оксимирона получился альбом, на котором он впервые заговорил о политике, впервые сбросил образ-оксюморон гневного рэпера-сноба, впервые начал играть на контрастах, и много чего еще попробовал в первый раз. «Горгород» — это, как минимум, никак не альбом-затравка, а настоящий и полноценный релиз, в котором видны и заметны 4 года работы.
Построен «Горгород» в формате аудиоповести (один из самых доходчивых и известных представителей этого жанра — вышеупомянутый Good Kid, m.A.A.d City Ламара) с автоответчиками вместо интро и аутро, сквозным сюжетом и детективной развязкой, оставленной без ответа. Вместо текстов о «тяжелой» жизни эмси и приключениях в лондонском андерграунде на «Горгороде» нашлось место высказываниям на тему творчества, авторитаризма и отношений политики и искусства.
Альтер-эго Оксимирона, писатель Марк, противоборствующий коррумпированому мэру вымышленного Горгорода, здесь одновременно и собирательный образ, и персонаж, через которого Мирон смог рассказать о своих политических позициях без излишних кривляний. Не стоит искать в Марке образ одного лишь Немцова или одного лишь Павленского, а в мэры Горгорода записывать Путина или Ткачева. Сюжет «Горгорода» переплетает их всех вместе, строит нарратив по канонам хорошего детективного фильма и умело жонглирует полудесятком сторонних персонажей.
С другой стороны, у «Горгорода» есть все амбиции стать и альбомом-хитом: легко представить «Девочку П****ц» на половине танцполов СНГ, а «”Где нас нет”» в списках лучших треков 2015 года авторитетных и компетентных музыкальных изданий.
«Девочка П****ц»
«”Где нас нет”»
Однако ключевое слово здесь — амбиции. «Горгород» вполне интересен как прецедентное явление в русском рэпе, но разваливается и оказывается не таким богатым на действительно стоящие треки. Для зашкаливающей консистенции сюжетных поворотов и почти книжной структуры текста у «Горгорода» в арсенале оказывается слишком мало хороших песен, которые могли бы полноценно существовать вне контекста альбома. Об этом предупреждает и сам Оксимирон, оставивший комментарий «Рекомендуется слушать по порядку и целиком» к публикации альбома во «ВКонтакте».
Впрочем, большинство претензий (как и большинство хвалебных отзывов) к «Горгороду», пока что, сводятся совсем к другому. Мол, не «изменил игру». В мировых масштабах релиз Оксимирона, конечно, может на мало что посягнуть, но на русскую рэп-сцену «Горгород» однозначно повлияет. Очень важно здесь общее позиционирование альбома, которое вроде и не стесняется сравнений с англоязычными аналогами, но в то же время сохраняет фирменный дух пафосного Оксимирона с богатым лексиконом и по-юношески максималистской подачей.
«Горгород» — возможно, даже не лучший русскоязычный альбом года, но однозначно один из главных. Пропускать его можно, но не рекомендуется. И, да , еще «рекомендуется слушать по порядку и целиком».