На фоне шума от премьеры седьмого эпизода «Звёздных войн» обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев решил пересмотреть оригинальную трилогию легендарной саги и попытался объяснить ее всемирный успех.
В конце семидесятых Джордж Лукас выпустил фильм «Звёздные войны» (лишь позже задним числом переименованный в «Звездные войны, Эпизод IV: Новая надежда»). Поначалу он не собирался снимать продолжения, и это, в принципе, заметно. Четвертый эпизод «Звёздных войн» вполне мог бы существовать самостоятельно. Однако фильм прошел в кинотеатрах с оглушительным успехом, и в итоге за последующие 6 лет было снято еще два эпизода. Все вместе эти три фильма составляют оригинальную трилогию легендарной саги.
Сама история о том, что Лукас не ожидал продолжений самого первого фильма, очень примечательна. С одной стороны, да, это законченный научно-фантастический сюжет, но с другой, уже в «Новой надежде» был заложен невероятный фундамент для одной из самых богатых вымышленных вселенных, когда-либо созданных человеком.
Обширна она по нескольким причинам. «Звездные войны» — это ведь не просто sci-fi. Это смесь всего на свете: и кубриковских космических станций, и пустынь из «Дюны», и нуарного киберпанка, и грязного стимпанка, и вообще всего, что можно придумать. Таковы масштабы и постулаты этой вселенной, что практически любую планету с любыми пейзажами и существами можно вписать в канон.
Кажется, именно за это больше всего и можно полюбить оригинальную трилогию саги. Каждый фильм здесь наполнен как минимум полудесятком уникальных и непохожих локаций, в каждой из которых свой промдизайн и уникальные расы различных существ. Уровень проработки и любви к деталям, к облику наземного транспорта и боевых крейсеров, к интерьерам зданий и экстерьерам космический станций — все это автоматически сделало каждый из элементов «Звёздных войн» культовым.
Ведь может показаться, что легендарные Джабба, Бобба Фет или Император фигурируют центральными антагонистами чуть ли не в каждой второй сцене фильма, но нет — каждому из них выведен мизерный отрезок хронометража, однако никого из них ни фанаты, ни даже простые зрители не забывают в течение уже нескольких десятков лет.
Здесь, впрочем, становится виден основной изъян оригинальной трилогии (и нет, это не логические дыры в сюжете). Несмотря на то, что история «Звёздных войн» разворачивается в десятке непохожих локаций, сюжетных сцен на три фильма непростительно мало. Если в «Новой надежде» этой проблемы не было — там фильм работал как нормальный блокбастер, с привычным темпом и ожидаемым соотношением сюжетных поворотов и помпезных сцен — то пятый и шестой эпизоды свои огрехи даже не скрывали.
На самом деле, «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение надежды» — предельно странные фильмы с невнятной структурой. С одной стороны, оба фильма были новаторскими: пятый эпизод придумал начинать блокбастер с очень зрелищной и мегаломанской сцены, а затем уже разворачивать основной сюжет, а шестой эпизод показал, какой должна быть кульминация такой масштабной истории.
Но с другой, каждый из этих фильмов можно разбить на две-три сюжетные сцены, каждая из которых растянута чуть ли не на час. Сегодня по подобной схеме не снимает, кажется, никто: суперагентские фильмы или марвеловские блокбастеры насыщены и предлагают сюжетные секвенции на любой вкус. Другой довольно специфический аспект, который касается пятого и шестого эпизодов — абсолютная вера режиссера в то, что зритель знаком с каноном и отлично его помнит. Никаких там повторных (пускай хотя бы мимолетных) знакомств с главными героями, но много дыр, которые Лукас потом в течение долгих лет пытался залатать.
В конце концов, это у него почти получилось, но именно оригинальная трилогия фильмов, такая несовершенная и довольно прямолинейная (в новой трилогии Лукас уйдет в политические интриги и экзистенциализм), сопряженная с невероятно богатым миром, каким-то образом покорила весь мир. И ведь непонятно, был ли это хладнокровный расчет или невероятная удача и талант. Может быть, все сразу.