Леонардо Ди Каприо наконец получил свой актерский «Оскар» за роль в «Выжившем», а фильм «В центре внимания» довольно неожиданно был назван лучшим на прошедшей 88-й церемонии вручения премии. Однако награда Ди Каприо стала не единственным неожиданным пунктом на «Оскаре-2016» — Крис Рок много шутил о расизме, а сама церемония политически накалилась.
Леонардо Ди Каприо
Победа Леонардо Ди Каприо на «Оскаре-2016» — совсем не неожиданность. Актер, пять раз номинировавшийся на эту кинопремию, никогда раньше не чувствовал себя в «оскаровской» гонке более уверенно, так что его награда за «Выжившего» была относительно предсказуема. Ей, как никак, предшествовали призы «Золотого глобуса», BAFTA и Гильдии киноактеров.
Читать по теме: список победителей премии «Оскар-2016»
Всего в карьере Ди Каприо было пять актерских номинаций — за фильмы «Что гложет Гилберта Грэйпа», «Авиатор», «Кровавый алмаз», «Волк с Уолл-стрит» и «Выживший». Шестая номинация актера (именно такое число было озвучено на церемонии) — как у продюсера фильма «Волк с Уолл-стрит».
Но его череда неудач — не самая долгая; «Оскар» видал провалы и покрупнее. Абсолютный рекордсмен по количеству нереализованных номинаций — американский актер Питер О’Тул. За всю его карьеру он получил восемь номинаций на «Оскар», но ни разу в своей категории не победил. Свою статуэтку он, впрочем, в конце концов получил: в 2002 году Академия вручила ему почетный «Оскар».
Помимо О’Тула за историю премии было как минимум четыре кинематографиста с большим количеством нереализованных номинаций, чем у Ди Каприо (Ричард Бертон был выдвинут на «Оскар» семь раз, актрисы Гленн Клоуз, Дебора Керр и Телма Риттер — по шесть раз).
Есть у Леонардо и современники, которых академики отмечают номинациями, но не награждают. Актрису Эми Адамс номинировали на актерский «Оскар» тоже целых пять раз, за роли в «Июньском жуке», «Сомнении», «Бойце», «Мастере» и «Афере по-американски» — однако награды у нее до сих пор нет.
Неожиданные победители: «В центре внимания», «Из машины» и Марк Райлэнс
«Оскар» у Ди Каприо не стал внезапностью, но выбор академиков в этом году все равно пошел наперекор всем прогнозам.
Если в прошлом году «Бердмэн» неожиданно обошел «Отрочество» Ричарда Линклейтера, то в этом году покой нарушил скромный журналистский триллер «В центре внимания». Решающую схватку и критики, и букмекеры предсказывали между «Выжившим» и «Игрой на понижение», однако главный «Оскар» не получил ни один из них.
Читать по теме: обзор фильма «В центре внимания»
Читать по теме: обзор фильма «Выживший»
Читать по теме: обзор фильма «Игра на понижение»
С номинацией «Лучшие визуальные эффекты» и вовсе был побит рекорд 36-летней давности. Картина «Из машины», обошедшая в этой категории нового «Безумного Макса» и седьмой эпизод «Звездных войн», стала самым низкобюджетным фильмом, получившим приз за спецэффекты, со времен «Чужого» Ридли Скотта.
Другой рекорд поставил режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, получивший приз за лучшую режиссуру в «Выжившем». Это первый случай с 1950 года, когда режиссер получает «Оскар» два года поряд — в 2015 Иньярриту выиграл в той же категории с «Бердмэном».
Марка Рэйленса в категории «Лучший актер второго плана» тоже сложно было назвать главным претендентом. Однако он все же получил свой «Оскар», обойдя фаворита Сильвестра Сталлоне.
Крис Рок и шутки о «белом “Оскаре”»
Вскоре после того, как были озвучены номинации «Оскара» этого года, в сторону Академии полился шквал критики. В актерских категориях не было ни одного темнокожего актера, несмотря на отличные роли Идриса Эльбы в «Безродных зверях» и Уилла Смита в «Сотрясении». Некоторые кинематографисты по этому поводу даже бойкотировали церемонию этого года.
На эту ситуацию отреагировал и ведущий вечера, комик Крис Рок. Он заявил, что перепишет с нуля весь сценарий. И, видимо, это обещание сдержал — весь вечер было много шуток о белых и темнокожих в Голливуде.
Впрочем, виртуозные шутки Рока приняли довольно неожиданную интонацию. Вместо того, чтобы слепо сокрушаться о проблеме Академии кинематографических искусств (которая заключается в том, что большинство ее членов — пожилые белые мужчины), он сделал пару выпадов и в сторону самих актеров, бойкотирующих церемонию.
Рок поставил под вопрос актерские способности Уилла Смита и намекнул, что отсутствие номинации связано совсем не с цветом его кожи. Также комик пошутил по поводу Джадды Смит, жены актера, также бойкотровавшей «Оскар» в этом году. «Джадда, бойкотирующая «Оскар», это как я, бойкотирующий трусики Рианны. Меня никто не приглашал», — произнес со сцены ведущий вечера.
О проблеме расизма в самой Академии Рок, конечно, тоже говорил. Выпады вроде «Если бы номинировали ведущих, меня бы здесь не было. Вы бы сейчас смотрели на Нила Патрика Харриса» он совмещал с шутками на манер «Но вещи меняются. В этом году мы получили черного “Рокки”. Это большое дело, потому что сюжет “Рокки” разворачивается в мире, где белые спортсмены так же хороши, как и темнокожие. Так что “Рокки” — это научно-фантастическое кино».
Политический накал: климат, ЛГБТ и Папа Римский
Со сцены «Оскара» порой звучат сильные и злободневные речи — например, два года назад Джаред Лето напомнил людям о войне в Украине, а в прошлом году Патрисия Аркетт говорила о феминизме.
В этом же году таких речей было не одна и не две. Актер Леонардо Ди Каприо, получив долгожданный «Оскар», не стал тратить много времени на воспоминания о своем долгом пути к награде и напомнил людям о глобальном потеплении.
Режиссер «Выжившего» Алехандро Гонсалес Иньярриту тоже заговорил о расизме и пожелал, чтобы «цвет кожи стал настолько же незначительным, как и длина волос».
Музыкант Сэм Смит, получивший приз за свою песню ‘Writings on the Wall’ к фильму «007:Спектр», посвятил свой «Оскар» всем представителям ЛГБТ-сообщества по всему миру.
Продюсер фильма «В центре внимания» о священниках-педофилах, выйдя на сцену за главным «Оскаром», закончил свою речь словами «Папа [Римский — прим.ред] Франциск, настало время защитить детей и восстановить веру».