Картина «В центре внимания» — один из фаворитов в гонке на «Оскар» за лучший фильм года. Кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев оценивает шансы ленты на грядущей церемонии.
Журналисты американской газеты The Boston Globe в начале 2000-х ведут масштабное расследование о местных священниках-педофилах, после выпуска которого добиваются отставки бостонского кардинала и получают Пулитцеровскую премию.
Это не спойлеры — фильм «В центре внимания» картина в первую очередь про «каким образом?», а не «что случилось?». Дело даже не в том, что в самих Штатах это громкое расследование наделало невероятно много шума и привело к череде локальных разоблачений католической церкви по всей стране.
Фильм говорит подобным тоном даже с неискушенными зрителями, которые Boston Globe в глаза не видели, а о бостонских священниках и вовсе никогда не слышали.
«В центре внимания» работает не как близкий по жанру «Зодиак» Дэвида Финчера — тоже фильм о журналистах, но на этот раз расследующих дело серийного убийцы — не выстраивает саспенс, неуютную атмосферу и не подстегивает интерес зрителя изощренными способами.
Это, напротив, очень личная драма, которую сложно проецировать на массы. Главные герои — в блестящем исполнении квартета Рэйчел МакАдамс, Марка Руффало, Майкла Китона и Дэвида Слэттери — не ставят под сомнение сам факт преступления, а сильно разочаровываются по ходу развития сюжета.
Одни — от пугающего числа преступлений подобного характера, другие — от осознания соседства с этими педофилами в маске, третьи — от того факта, что люди внимания и не обращают.
Во всем этом чувствуется очень актуальный посыл о повестке дня. Героев «В центре внимания» их окружающий мир сильно пугает и озадачивает, но в истинно голливудской манере ни один из героев не сдается и доводит дело до конца. Что здесь не канонично — и очень созвучно с реальным миром — так это отсутствие хэппи-энда, финала, в котором все бы остались удовлетворенными.
Гигантская работа, проделанная с целью разоблачить не просто пару преступников, а поставить под сомнение саму церковь как институцию — в итоге не дает журналистам нужного гештальта. Каждый из них, по разным причинам, не чувствует дело завершенным до конца.
Долгое время сценарий «В центре внимания» находился в так называемом «Черном списке» Голливуда — перечне готовых сценариев, которые никто по каким-то причинам не экранизирует. И долгое время он этот список возглавлял, оставаясь самым желанным нереализованным текстом Голливуда.
Длинный путь «В центре внимания» на экране можно объяснить, конечно, обычными временными факторами — события, излагающиеся в фильме, не настолько громки, чтобы быть экранизированными незамедлительно, и не настолько малозначимы, чтобы быть полностью проигнорированными. И для расследования, выпущенного в 2002 году, сейчас отличное время для талантливого напоминания о себе.
Но хочется объяснить эту временную задержку и желанием авторов высказаться на злобу дня. Сейчас, когда мир внезапно оказался на тонком льду по самым разным фронтам — идеологическом, политическом, религиозном и экологическом — даже самые однозначно позитивные вести внушают скорее сомнение и неудобство, нежели удовлетворение. И именно это настроение фильму удается лучше всего ухватить.
Поможет ли это «В центре внимания» в борьбе за главный «Оскар» за лучший фильм года? Сказать тяжело. Гильдия продюсеров, чье мнение очень весомо, недавно назвали лучшим «Игру на понижение», а «Золотой глобус» и BAFTA склоняются к «Выжившему». Это не принижает шансов фильма, но определенно дает понять, что в главные фавориты «В центре внимания» записывать не стоит — как и не стоит сбрасывать его со счетов.