Редакция Kloop.kg посмотрела местные юмористические шоу — «Жарайт Сити», «Тамашоу», «Жаны Кыргыздар», КВН и инстаграм Эльданы Сатыбалдиевой — и проанализировала, как много сексизма в кыргызском юморе, и в чью сторону он направлен.

Кыргызский современный юмор — та часть нашей культуры, которой, при желании, не стыдно гордиться. Команда «Азия Микс» попадает в Высшую лигу КВН, кыргызские комики Аким Карасаев и Мыкы успешно участвуют в «Камеди Баттле». Юмор (вместе с футболом) для нас сегодня — это как танцы и Атай Омурзаков шесть лет назад. Предмет обсуждений и внутренней гордости.

Однако в то же время действенный и эффективный юмор не всегда синонимичен хорошему и качественному. У комиков, как и у представителей любой другой профессии поп-культуры, есть грани дозволенного и необходимость соблюдать баланс. Существуют темы, на которые нельзя шутить: в Америке это тема расизма, в Европе это тема национализма и шовинизма в целом. Но к ним нельзя причислять гендерный юмор.

Шутить о разных гендерных ролях — «глупой блондинке», «пикап мастере» и прочем — порой значит не просто эксплуатировать эти образы, а высмеивать их. По точно таким же причинам важно существование спорного издания Charlie Hebdo, которое публикует карикатуры на громкие политические и общественные события.

Но соблюдают ли баланс и моральную ценность юмора местные комики? Ведь российские соседи, например, подобных стандартов вроде как не преследуют.

Мы просмотрели пять различных юмористических проектов, чтобы понять, как обстоят дела с гендерным юмором в стране. Если вкратце — не так плохо, как можно было бы подумать, но всем есть куда развиваться.

Дисклеймер: Для того, чтобы определить, насколько отечественный юмор гендерно предвзят, кроме всего прочего мы протестировали каждое юмористическое шоу тестом Бекдел. Его используют для проверки художественного произведения на гендерную предвзятость. Для того, чтобы его пройти, выбранное нами шоу должно содержать в себе хотя бы два женских персонажа, которые беседуют между собой о чем-либо, помимо мужчин.

«Тамашоу»

«Я молю Бога, когда же ты наешься?!» — такой шуточной просьбой бедного студента, пришедшего в кафе с девушкой, открылось выступление на «Тамашоу» представителей южной столицы, команды «Универсал».

Каждый выпуск «Тамашоу» длится около двух часов, и большую часть времени на сцене шутят и показывают номера мужчины. На десять зарисовок может попасться лишь одна с женщиной в какой-нибудь второстепенной роли. И то, если повезет.

Оно и не очень удивительно: среди огромного количества участников шоу подавляющее большинство — мужчины.

ТамашоуШ
ТамашоуВ

В «Тамашоу» участники соревнуются в юмористических биатлонах, отвечая на заданные вопросы, импровизируют на определенные темы, разыгрывают сцены и так далее по списку. Впрочем, «Тамашоу» у КВН переняло не только формат шуток, но и их качество и стиль. Здесь нашлось место и объективации, и юмору о гендерных ролях. Причем, в обе стороны, но именно о женщинах в «Тамашоу» шутят с подтекстом унижения и их второсортности.

Если представить девушек такими, какими они изображены в шутках участников команд, то получится, что почти все девушки — похотливые и распущенные, которых кроме денег, машины и макияжа ничего не интересует.

И даже тест Бекдел «Тамашоу» не прошло.

«Жаны Кыргыздар»

Каждый эпизод нового скетч-шоу «Жаны Кыргыздар» от создателей «Тамашоу», периодически транслируемого по НТС, длится в среднем по 20 минут. Из этих двадцати минут, просмотренных нами в третьем выпуске от 17 марта 2016 года, женщины побывали в ролях «легкодоступной, безотказной, обнимательной машины для бомжей», беззаботной сотрудницы ГАИ (образ которой явно строился на базе шуток о «блондинках»), безответно влюбленной отчаявшейся девушки, которая путем переодеваний и прочими методами «отбивает» очередную пассию своего любимого. Из мужчин следует особо выделить амплуа «гопников с района» и «местного Дон Жуана Марселя».

Тем не менее, это скетч шоу далеко ушло от того же «Тамашоу» в плане качества и стереотипности. Если в том шоу две трети шуток строились на неблаговидных стереотипах и клише о женщинах, то «Жаны Кыргыздар» присуще более толерантное чувство юмора. В большинстве зарисовок герои предстают среднестатистическими жителями Бишкека и оказываются в ситуациях более-менее приближенных к современным реалиям, но с шутливым преувеличением.

ЖаныШ

ЖаныВ

К примеру, принято считать, что сотрудник милиции — неженская профессия, но этот стереотип разрушает пара девушек-сотрудниц ГАИ. Казалось бы, это веский плюс в копилку «Жаны Кыргыздар» как толерантного шоу. Но мешает этому загвоздка: персоны сотрудниц в то же время построены на собирательном образе «глупых блондинок». Получается, что один стереотип строится на другом, и они друг друга нивелируют.

Зато, благодаря этим же девушкам, «Жаны Кыргыздар» прошел тест Бекдел. Сотрудницы ГАИ за две минуты эфирного времени ни разу не упомянули слова «мужчина», «отношения», «секс». Вместо этого обсудили маникюр и коррекцию бровей и разрешили спор о том, кто поедет за нарушившим ПДД водителем.

С другой стороны, о гендерных ролях мужчин «Жаны Кыргыздар» тоже шутит с вектором на истребление стереотипов, но в более благоприятном ключе. Например, тут разрушают бытующее мнение о том, что люди с «района» в туфлях и спортивных штанах с барсеткой наперевес — это явные гопники и хулиганы. Якобы «гопники» Куба и Данчик оказываются намного добрее и отзывчивее, чем кажутся на первый взгляд. В одном из выпусков они вместо того, чтобы «отработать» телефон и вещи прохожего парня, жертвуют свои, так как видят, что куртка парня порвана, а у телефона не работает кнопка «звездочка».

Получается, что шоу «Жаны Кыргыздар» относительно равноправно работает с гендерным юмором, но всё же относится к мужскому полу более благоприятно.

КВН

Бишкекская команда «Азия Микс» в своем выступлении на Кубке мэра Москвы старалась не задевать вопросы гендера и социального неравенства. Несмотря на это, подавляющее большинство выступавших в тот вечер — мужчины.

Женщины на сцене появлялись нечасто. В первый раз — во время конкурса «Приветствие», когда вместе с основным составом команды вышла «сочная узбечка» Ситора. В этом выступлении ей, однако, досталась лишь одна фраза. А оставшиеся номера она отрабатывала и вовсе лишь в качестве статиста.

Во второй раз, во время музыкального конкурса, на сцену вышли семь девушек для подпевки и подтанцовки, но сам номер разыгрывали девять мужчин.

КВНШ

КВНВ

Относительно плачевное положение с женщинами в команде «Азия Микс» уравновешено низким градусом гендерного юмора. Комедианты в своих миниатюрах и коротких шутках не прибегали к общераспространенным в массах стереотипам в отношении как женщин, так и мужчин. И лишь однажды неоднозначно пошутили над женой Пушкина, назвав её «бабой».

«Азия Микс» тест Бекдел не прошла. Несмотря на относительно высокий уровень качества шуток и толерантность, комедианты не дали женщинам даже выступить самостоятельно, не говоря уже о разговорах, не касающихся мужчин.

«Жарайт Сити»

В кыргызском скетч-шоу «Жарайт Сити», стартовавшем в прошлом году, на первый взгляд с гендерным равенством всё не так плохо. Несмотря на то, что мужчины в кадре появляются гораздо чаще, женщины не обделены экранным временем. В просмотренных двух сериях были лишь две небольшие зарисовки, в которых присутствовали только актрисы, но в среднем женщины появляются на экране в трех случаях из четырех.

И даже на уровне юмора «Жарайт Сити» не перегибает палку с сексизмом в сторону одного из полов.

Да, в сериях звучат шутки об образах девушек в социальных сетях, архетипичной требовательной свекрови и уборке как преимущественно женском деле. В одной из зарисовок пациент жалуется психотерапевту на постоянный шум и крики, источник которых он не может обнаружить. Врач в ответ советует ему не обращать внимания, ведь именно такой же тактикой пользуется он сам. На самом же деле, звуки исходят от жен доктора и пациента, которые весь диалог сидели на соседних креслах.

ЖарайтШ

ЖарайтВ

С одной стороны, это сексизм в отношении женщин, изображение жены в псевдостереотипичном и неблагоприятном ключе. Но в то же время сериал смеется и над мужьями, подчеркивая их невнимательность и неуважительное отношение к женам.

От кыргызского юмора можно было бы ожидать большой преемственности от российских шоу, однако в «Жарайт Сити» гораздо больше социального и политического юмора, нежели основанного на гендерных ролях (31 процент от общего числа шуток).

Неожиданно оказалось, что даже среди подобного полового юмора выпадов-шуток в сторону мужчин практически столько же, сколько и шуток о женщинах. В «Жарайт Сити» активно эксплуатируются не самые благовидные образы мужчин в работе, личных отношениях, отцовстве и на досуге.

Другим примечательным фактом оказалось то, что в шоу не было замечено сексуальной объективации (этот страшный термин обозначает использование обнаженных людей с ярко выраженной сексуальностью на рекламных постерах D&G и в новом «Форсаже») ни женщин, ни мужчин. Тест Бедкел шоу тоже прошло.

eldana_foureyes

С инстаграм-аккаунтом Эльданы Сатыбалдиевой расстановка сил, по очевидным причинам, сильно отличается от картины в других шоу. Здесь женщины появляются в кадре в 100 процентах случаев (мы отсмотрели 30 роликов), а представители мужского пола и вовсе оказываются в разительном меньшинстве.

На уровне юмора инстаграм eldana_foureyes тоже сильно отличается от вышеупомянутых скетч-шоу. Несмотря на то, что Эльдана тоже сохраняет злободневный настрой и часто говорит о повестке дня, она чаще обращается к шуткам о гендерных ролях и стереотипах (47 процентов от общего числа шуток).

ЭльданаШ

ЭльданаВ

Но тут у нее поддерживается видный баланс. На каждую шутку про женскую дружбу и зарисовку про капризную жену олигарха здесь приходится по дурацкой пикап-фразе от парней. Опять же, в объективации этот аккаунт тоже обвинять довольно тяжело.

Ожидаемо, инстаграм-аккаунт Эльданы Сатыбалдиевой прошел тест Бекдел.

Причемание: Чтобы посмотреть интерактивную инфографику, скриншоты которой использовались в качестве иллюстраций в этом материале, нажмите сюда (про шутки) и сюда (про время)

Авторы: Сезим Каныбекова, Азамат Омуралиев