Около шести тысяч деревьев в Бишкеке могут срубить из-за их аварийного состояния. Главный агроном муниципального предприятия «Зеленстрой» Сергей Кравер и эколог Эмиль Шукуров спорят на ток-шоу «#ЭлЭмнеДейт», нужно ли вырубать деревья.

Вырубка деревьев стала наболевшей темой для жителей Бишкека — в последние месяцы этот вопрос активно обсуждался в социальных сетях и за их пределами.

Причиной послужило то, что муниципальное предприятие «Зеленстрой» в мае 2016 года начало массовую вырубку деревьев, объяснив это их аварийностью — в марте в центре Бишкека тополь упал на проезжающий автомобиль и придавил насмерть водителя.

В апреле «Зеленстрой» провел инвентаризацию и насчитал в Бишкеке 5800 аварийных деревьев.

«[…] Почему из-за одного упавшего дерева надо срубать их тысячами? Почему нельзя нормально ухаживать за ними, чтобы не доводить до такого состояния? Идёшь по улицам — невозможно жарко, нет тени. Я не представляю, как мы будем жить, если срубят еще несколько тысяч деревьев», — говорит бишкекчанка Камилла Омуркулова в интервью Kloop.kg.

Гражданская активистка и правозащитница Калича Умуралиева возмущается, что в городе вырубают не только аварийные, но и здоровые деревья.

«Я видела, как вырубили здоровое дерево. Надо следить за “Зеленстроем”, вести мониторинг, чтобы вырубали только аварийные деревья», — говорит она.

«Не все деревья аварийные»

Эколог Эмиль Шукуров считает, что большинство деревьев, помеченных «Зеленстроем» как аварийные, на самом деле таковыми не являются. По его мнению, старые деревья не обязательно вырубать, чтобы обезопасить людей.

«Сомнительно, что многие деревья настолько аварийны, чтобы их срубать. Если даже они аварийны, это не значит, что растение надо вырубать. При старом дереве, потенциально аварийном, [нужно] сажать молодое», — сказал Шукуров.

Глава «Зеленстроя» Сергей Кравер ответил ему, что не все аварийные деревья подлежат вырубке. Он отметил, что половине из них будет сделана «глубокая обрезка».

«Половине из аварийных деревьев мы обрежем крону, устраним наклон и нависания. Если дерево действительно представляет опасность, то будем сносить, но то, что возможно, мы будем сохранять», — сказал он.

obrezka deverev

Директор Общественного фонда устойчивого развития сообществ «Ырыстан» Дмитрий Переяславский предлагает ввести общественный надзор над вырубкой деревьев.

«Иногда вырубают здоровые деревья. Нужно создать карту, на которой жители будут видеть, что те деревья, которые срубаются, аварийны», — сказал он.

Мэр города Албек Ибраимов на недавней пресс-конференции заявил, что мэрия сажает «в три раза больше» деревьев вместо вырубленных.

«Нельзя сказать, что мы беспощадно вырубаем деревья, мэрия высадила 15 тысяч деревьев», — сказал градоначальник.

«Взрослые» деревья вместо саженцев

«Зеленстрой» осенью планирует посадить в Бишкеке 1150 крупномерных — «взрослых» — деревьев. Сколько из них будет выращено в городском питомнике, а сколько придется купить, ещё неизвестно.

По мнению Эмиля Шукурова, мэрия тратит «огромное количество денег» на замену деревьев. Одно крупномерное дерево, по его словам, обходится в 30 тысяч сомов, что в десятки раз дороже стоимости обычного саженца.

Старший научный сотрудник Института леса Нурлан Саипова объяснила высадку крупномеров «нетерпеливостью» бишкекчан.

«[Они не хотят ждать], пока саженцы вырастут», — отметила она.

Дмитрий Переяславский заявил, что посадка крупномеров является «нерациональным использованием денег» налогоплательщеков.

« Покупают крупномеры за огромные деньги, потом не хватает средств на полив тех же саженцев. Крупномерные деревья не приживаются, гораздо рациональнее сажать саженцы, они примутся за полгода. Важнее поливать и ухаживать за саженцами. Саженцы устойчивее крупномеров», — добавил он

«[…] В мэрии утверждают, что нет средств для озеленения. Наш город не так богат, чтобы сажать крупномерные деревья. Несколько кварталов будут голыми ради того, чтобы посадили несколько деревьев, это ни в какие ворота не лезет. Огромное количество улиц абсолютно голые, из-за этого идешь по улице и ощущаешь жар. Должна быть плановая постоянная работа», — говорит эколог.

Сергей Кравер сказал, что молодые саженцы не вырастают в тени деревьев
«Новые деревья на место вырубленных не были посажены, так как сроки посадки уже прошли. Посадку планируем на осенний период», — сказал он.

Почему вырубаются парки?

За последние 10 лет площадь бишкекских парков сократилась почти в два раза из-за выделения земельных участков на их территории.

vyrubka derevev

Площадь Карагачёвой рощи — парка на севере Бишкека — снизилась почти в два раза за последние 20 лет.

Площадь парка Ататюрка в Бишкеке начала уменьшаться в 2005 году — изначально она составляла 107 гектаров, а теперь — только 73,05 гектаров.

Сергей Кравер рассказал, что часть территории парков ещё до образования «Зеленстроя» была отдана частным лицам, вырубившим деревья для стройки.

«Зеленстрою были выданы шесть парков для ухода, в том числе Карагачёвая роща и парк Ата-Тюрка. Но ни в одном из них, кроме парка Победы имени Даира Асанова, не были определены [их] границы Бишкекглавархитектурой», — объяснил Кравер.

Столичный мэр Албек Ибраимов сказал, что выдача участков на территории парков происходила до 2010 года — до того, как в Кыргызстане сменилась власть и был свергнут режим президента Курманбека Бакиева.

По словам Ибраимова, суд должен решить, законна ли была выдача этих участков.

***

Эколог Эмиль Шукуров говорит, что каждое дерево — это конденсатор и испаритель.
Если в Бишкеке не будет деревьев, то температура вырастет до четырёх градусов, говорит он.

По словам Дмитрия Переяславского, отсутствие деревьев приведёт к высокой запыленности в городе и инфекционным заболеваниям дыхательных путей.

«В 1980-х годах на одного жителя приходился 21 квадратный метр зеленой зоны, а на данный момент — меньше 6 квадратных метров. Надо требовать от строительных компаний, частных домовладельцев, чтобы они озеленяли участки», — говорит он.