В кинотеатрах Бишкека продолжает свой прокат новый мультипликационный фильм студии Pixar «В поисках Дори». Обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев посмотрел его и пришёл к выводу, что студия умудрилась сделать сиквел, достойный оригинала.
Все мы знаем, что Pixar в состоянии делать шедевры. И студия регулярно этим занимается, последнее наглядное тому подтверждение — прошлогодняя «Головоломка», красочное путешествие в сознание 11-летней школьницы.
С другой стороны, мы иногда прощаем этой студии и небольшие промахи вроде сиквелов «Корпорации монстров» и «Тачек». Недавно, кстати, Pixar уже поделился таким фильмом — вышедшим в ноябре «Хорошим динозавром».
Здесь важно оговориться: для Pixar промахи означают не бездумные работы уровня «Миньонов» или третьего «Мадагаскара», а красивые, умные и эскапистские сказки без особой контекстуальной и драматургической силы.
«В поисках Дори», продолжение одного из главных мультфильмов студии «В поисках Немо» — тот редкий (а может, и первый) случай, когда картина Pixar на этой шкале из двух точек расположилась где-то посередине.
Рассказывает новая картина о животной жизни океана историю забывчивой рыбки Дори, с которой случаются проблемы адамсэндлеровской подружки из «50 первых поцелуев», только в гораздо более серьёзной форме: синяя рыба-хирург страдает от амнезии и помнит лишь последние тридцать секунд разговора.
Смотревшим оригинальный фильм Дори должна быть знакома: но если там она играла скорее роль смешного зверя-талисмана, то в сиквеле её значение экспоненциально возрастает. Не только потому, что — как становится ясно из названия — она теряется в просторах бескрайнего Тихого океана, но и потому, что все сюжетные линии теперь завязаны именно на ней. Она меняется своим амплуа чудаковатого персонажа с новоявленным осьминогом-циником и становится главным героем вместо пары рыбок-клоунов.
Играя с примерно тем же набором героев и той же завязкой в течение первого получаса, сценарий мастерски изворачивается в совершенно новую фабулу и риторику и разыгрывает уже незнакомый сюжет. В моменты, когда ожидаешь от фильма самоповторов — например, когда вся троица из Дори, Немо и его отца отправляется на другой конец океана и встречает банду знакомых черепах — этот сиквел ограничивается лаконичной сценой и парой броских фраз.
Обманчивое ощущение дежа вю «В поисках Дори» закручивает в пол-оборота и разыгрывает совершенно новый спектакль. Да, здесь Дори тоже теряется, но главная интрига кроется в другом. Она отправляется на поиски своих родителей, и это, удивительным образом, оказывается чуть ли не единственным связующим звеном, не лежащим на поверхности.
По деталям ведь получился совершенно новый фильм. Лишь на первый взгляд «Дори» кажется прямым сиквелом — на поверку же картина старается отмахнуться от большинства старых персонажей и старых методов повествования и обрызгивает свежим взглядом. И именно здесь фильм даёт слабину.
Именно поэтому «В поисках Дори» оказывается посередине этой шкалы, а не на верхнем её конце. Этому фильму совсем не нужны были эти знакомые герои и знакомый антураж, чтобы поведать пронзительную история о потерянном ребёнке и не теряющих надежду родителях. Pixar мог бы разыграть сюжет с подобной моралью в любом другом сеттинге, но решился посвятить его именно этим маленьким рыбкам.
Очевидно, в студии очень сильно доверяют этим персонажам. У Pixar раньше не получалось делать столь удачных продолжений, за исключением трилогии «Истории игрушек», но, видимо, теперь она обзавелась новой успешной долгоиграющей франшизой. В силу этого решения пришлось пожертвовать некоторыми другими моментами — например, присутствием уже уставших и наигранных откровений консервативной рыбки Мартина и немного надоедливых заторов Дори.
Важнее всего, впрочем, другое. Пускай фильм и не столь безукоризненен, как некоторые из лучших картин студии, ключевые элементы он оставил при себе. Pixar в очередной раз сделала непростительно трогательный фильм с чудовищно простой моралью, которая бьёт в сознание зрителей всех возрастов. В эпоху, когда гэги жёлтых корнишонов собирают рекордные кассы, подобное дорогого стоит.