Руководитель президентской администрации Фарид Ниязов дал большое интервью изданию «АКИпресс», в котором объяснил, почему надо менять Конституцию.

Интервью Ниязова было поделено на четыре части на сайте «АКИпресса», вот ссылки на них — один, два, три, четыре. Редакция Kloop.kg собрала самое важное из высказываний ближайшего сторонника президента об изменениях Конституции:

Ниязов поддерживает позицию президента Алмазбека Атамбаева о том, что поправки нужны, чтобы «один человек не мог все решать, чтобы не появились новые семейно-клановые режимы».

«Вносимые поправки ведут к тому, чтобы никто из них не мог подмять под себя всех остальных. Чтобы президент обеспечивал безопасность и определял внешнюю политику, чтобы парламент и правительство развивали страну, а не жили как кошка с собакой, чтобы взаимодействовали между собой при сохранении главенствующего положения парламента. Тогда все будет зависеть не от одного президента. Это гарантия безопасности и независимости»

Atambaev-Farid-Niyazov

Ниязов назвал противников кучей людей, которые хотят, чтобы Кыргызстан был зависим от кого-либо. По его словам, критики в прошлом сами требовали, чтобы Конституцию поменяли.

«Много тех, кто на выборах даже в своих родных селах не набрал даже сотни голосов. Очень хорошо, что они там собрались – пусть народ видит, кто против независимости и против здравого смысла. Кому все равно, что будет со страной, кому важно лишь собственное благополучие»

Глава администрации назвал «изъяном» требования Комитета ООН по правам человека в отношении осужденного на пожизненный срок правозащитника Азимжана Аскарова. По словам Ниязова, просьба о пересмотре дела подняла «вопрос национальной безопасности и проблем рисков для независимости Кыргызстана».

«А теперь представьте, что речь пойдет не о деле по убийству человека, как в случае с Аскаровым, а будет касаться межэтнических отношений, межгосударственных дел, когда скажут, что тоже нарушаются права человека? Да, кыргызское государство может отвергнуть предложения международной организации, но общественное мнение уже будет взбудоражено, добавьте сюда влияние зарубежных средств массовой информации. В век интернета! Соответственно пока есть такие мины, ждать еще четыре года, я считаю, безответственно»

Ниязов говорит, что «работоспособность нынешней политической системы обеспечивается во многом благодаря личностным качествам президента».

«Представьте, если сейчас кто-то из действующих политиков придет на должность президента. Сможет ли он выдержать давление хотя бы родственников, друзей, своих личных бизнес-интересов? Зачем подвергать страну еще раз такому риску? Чтобы страна не зависела от их личных качеств, нужно укрепить систему. Не надо подвергать страну в то, чтобы все зависело от одного человека. Надо сделать так, чтобы никто не поддался соблазну повернуть страну назад, в сторону авторитарного управления»

2015-12-24_17-41-56_766192_w

Норма о высших ценностях может перейти в преамбулу Конституции. Ниязов сказал, что формулировку о высших ценностях «предстоит серьезно переработать».

«Сейчас видно, что данную норму из статьи 1 следовало бы перенести в преамбулу. Уменьшить нормативную нагрузку на них. Значительно сократить перечень, отразить высшие ценности, не меняя сути очень сильной преамбулы в действующей Конституции. Высказывалось также опасение, что поправка может быть использована для принятия дискриминационных законов»

Норму о прослушке судей предложил лидер фракции «Республика — Ата-Журт» Омурбек Бабанов
. Ниязов сказал, что поддерживает это предложение, потому что кандидаты на должность судей «должны идти туда с осознанием того, куда они идут».

«Предлагаемые в Конституцию требования безупречности поведения судей, в том числе отказ от тайны переписки, оправданы тем, что в судьи будут приходить зрелые и сильные люди. Но повторю, государство обязано будет обеспечить гарантии безопасности личной информации судьи. Это указано в поправках»

Ниязов поддерживает сохранения мандата в парламенте за премьер-министром и членами кабмина
. По его словам, это улучшит взаимодействие между парламентом и правительством.

«А представьте, что премьер — лидер главной фракции, его заместители — депутаты из фракций, входящих в коалицию. Тогда до того, как внести проект постановления или закона в ЖК, они между собой поспорят, внесут согласованный вариант, и прохождение законов будет легче идти. Это еще один шаг перехода к парламентской республике. У нас даже принцип разделения ветвей государственной власти интерпретируется неверно. У нас это разделение воспринимают как обязательную вражду»