Один из авторов нынешней Конституции Кыргызстана Омурбек Текебаев заявил, что выступает против референдума, но поддерживает некоторые из поправок в Основной закон, которые предлагают парламент и президент.

Лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев заявил 11 августа на пресс-конференции, что не поддерживает референдум о внесении поправок в Конституцию.

«Я думаю, что вводить поправки в Конституцию до 2020 года можно, но не таким путем. Я не поддерживаю этот референдум. Говорят, что в 2010 мы спешили с Конституцией и наделали много ошибок, но они еще больше спешат, а это чревато последствиями как недоверие народа», — сказал он.

Но по словам Текебаева, некоторые из предложенных изменений в Основной закон все же необходимы — например, нормы о cохранении мандата в парламенте за премьер-министром и членами кабмина, а также усиление роли премьер-министра. Сам Текебаев был одним из авторов нынешней редакции Конституции в 2010 году.

«Согласен, нужно усилить исполнительную власть. Пока кабмин остается придатком администрации президента. Мы назначаем технического премьер-министра. Возглавлять правительство должен прийти политик с реальной поддержкой народа. Тогда он без оглядки на депутатов и президента будет вести политику государства и проводить непопулярные реформы», — отметил лидер «Ата Мекена».

1018528059

Лидер «Ата Мекена» выступил против введения понятий о «высших ценностях» — по его словам, это может стать «рычагом влияния на традиционное общество» и привести к росту «тенденции национализма».

«Сейчас в мире появилась такая тенденция, не только в мусульманском мире, уже и в Европе: возрождается национализм, возрождается религиозность, как естественная реакция организма на процесс глобализации. И тут политтехнологи предлагают для проведения таких поправок использовать эту тенденцию — национализм и религию. Религию против геев. Кто не голосует, тот голубой. Если КТРК будет так пропагандировать, то все люди будут голосовать. А не пойдешь — опозоришься», — говорит он.

«Мины» в Конституции

Ранее глава администрации президента Фарид Ниязов говорил в интервью «АКИпресс», что изменения в Конституцию необходимы, чтобы «один человек не мог все решать, чтобы не появились новые семейно-клановые режимы».

«Вносимые поправки ведут к тому, чтобы никто из них не мог подмять под себя всех остальных. Чтобы президент обеспечивал безопасность и определял внешнюю политику, чтобы парламент и правительство развивали страну, а не жили как кошка с собакой, чтобы взаимодействовали между собой при сохранении главенствующего положения парламента. Тогда все будет зависеть не от одного президента. Это гарантия безопасности и независимости», — считает Ниязов.

Atambaev-Farid-Niyazov

Глава администрации назвал «изъяном» требования Комитета ООН по правам человека в отношении осужденного на пожизненный срок правозащитника Азимжана Аскарова.

«А теперь представьте, что речь пойдет не о деле по убийству человека, как в случае с Аскаровым, а будет касаться межэтнических отношений, межгосударственных дел, когда скажут, что тоже нарушаются права человека? Да, кыргызское государство может отвергнуть предложения международной организации, но общественное мнение уже будет взбудоражено, добавьте сюда влияние зарубежных средств массовой информации. В век интернета! Соответственно пока есть такие мины, ждать еще четыре года, я считаю, безответственно», — утвержает он.

Однако Ниязов высказался, что формулировку о высших ценностях «предстоит серьезно переработать».

«Сейчас видно, что данную норму из статьи 1 следовало бы перенести в преамбулу. Уменьшить нормативную нагрузку на них. Значительно сократить перечень, отразить высшие ценности, не меняя сути очень сильной преамбулы в действующей Конституции. Высказывалось также опасение, что поправка может быть использована для принятия дискриминационных законов», — сказал глава администрации.

«Вопросы в сфере прав человека»

Государственный правозащитник Кубат Оторбаев заявил 9 августа в официальном сообщении, что «изменения в Конституцию вызывают определенные вопросы в сфере прав человека и политической системе сдержек и противовесов».

1025643835

По его мнению, принятие поправок может нанести «ощутимый урон» государственному устройству, так как позиции Конституционной палаты будут существенно ослаблены.

«При рассмотрении Конституционной палатой дел о конституционности того или иного закона, Жогорку Кенеш, а возможно и президент, могут выступать в качестве ответчиков (соответчиков), представляя собой юридически заинтересованных лиц в исходе этих дел. При этом в случае несогласия с заключением Конституционной палаты, парламент и президент будут стоять над системой правосудия, отправление которого уже не будет осуществляться независимо, что является характерным признаком авторитарных государств, и более того будет нормативно закреплено», — заявил Оторбаев.

Омбудсмен считает, что поправки должны быть сбалансированы и соответствовать основополагающим принципам Конституции 2010 года, а также общепризнанным международным принципам в области прав человека.

Лидер пропрезидентской фракции СДПК Иса Омуркулов не согласен с омбудсменом — он не считает, что поправки ведут на путь авторитаризма.

По его словам, они укрепляют роль парламента и правительства — акимы «не будут заложниками» депутатов местных кенешей, а парламентарии не смогут принимать законы без согласования с кабмином, сказал он.

«Я понимаю, если бы заключение Конституционной палаты направляли в аппарат главы государства, а так оно будет поступать в парламент, орган, который представлен всеми слоями общества. В этом случае исключается возможность ошибки или какого-либо казуса при рассмотрении заключения Конституционной палаты», — сказал Омуркулов в интервью 24.kg.