Кара-Балта расположена всего в 60 километрах от Бишкека. Через город проходит жизненно важный транспортный узел, соединяющий север и юг Кыргызстана.

Сосновская дорога, ведущая в высокогорный перевал Тоо-Ашу. Стратегическая трасса между севером и югом Кыргызстана проходит через Кара-Бална улицах Кара-Балты можно еще встретить советские мотоциклы с люлькой

Современное здание Музея (на втором этаже) и детской библиотеки (на первом этаже)в парке Кара-Балты рядом с советским памятником В.Ленину

Изначально город назывался Кош-Тегирмен, но в 1976 году он был переименован в Кара-Балту в честь богатыря из племени солто, издревле населяющего Чуйскую долину.

Старожилка Алтынкуль Карабалаева помнит, как город рождался и рос на глазах. Она говорит, что во время ее учебы на месте будущей Кара-Балты была большая пустошь со степной полынью.

«В те времена на месте города был небольшой поселок Кош-Тегирмен. Здесь стояли две большие мельницы, куда свозили зерно на помол жители ближних и отдаленных деревень. Но мы звали его Почтовым, потому что в те далекие времена здесь располагались большой телеграф и здание почты», — говорит она о своей юности.

Алтынкуль на своем поле в селе Ийри-Суу

Кара-Балта задумывалась как крупный промышленный центр Киргизской советской социалистической республики, поэтому за короткий срок здесь было построено много промышленных объектов: сахарный завод, спиртовый завод, большой ковровый комбинат на несколько тысяч рабочих мест, мукомольный, хлебный, а также строительные заводы.

Нефтеперерабатывающий завод Джунда принес горожанам рабочие места, и с тем  экологические проблемы

Горящая труба завода Джунда на Сосновской дороге Кара-Балты. Завод построен на пустоши. Из перевала Тоо-Ашу веет ветер с гор в город и низин

Здесь готовили специалистов инженеров-технологов для пищевой промышленности, включая технологов для производства алкоголя. Построенный тогда кара-балтинский спиртовый завод существует по сей день и продолжает производить алкогольную продукцию.

По словам Алтынкуль, после 2010 года многие предприятия обанкротились. К примеру, вместо крупного хлебозавода в городе сейчас работают мелкие пекарни. Из-за остановки производства семьи остались без работы и обеднели, говорит жительница.

Беженка из Душанбе уже много лет торгует на вещевом рынке Кара-Балты

Кара-балтинские торговки приветливы и открыты

Массовая безработица вместе с тем породила активную миграцию — как внешнюю, так и внутреннюю. Оставшиеся жители города сейчас зарабатывают себе на жизнь торговлей, сельским хозяйством или животноводством.

«Для молодежи в советские времена делалось многое. В то время было много работы. А сейчас работы нет, и стало очень трудно. И зарплаты очень маленькие», — говорит она.

колоритная фигура тачечника на кара-балтинском  базаре. Время идет незаметно. Клиентов не так уж много и можно подремать на своей тачке

муж и односельчане Алтынкуль готовят жертвенное животное для забоя на поминки родственников

Внучка Алтынкуль Диана говорит, что городу не хватает мест для досуга и саморазвития.

«Нужно строить игровые комплексы, открывать библиотеки в нижней зоне города, недорогие фитнес-центры, чтобы оторвать подростков от компьютерных клубов с их компьютерными играми», — говорит она.

В детской библиотеке. На летних каникулах  школьники с удовольствием посещают читальный зал

Юные кара-балтинцы во время школьных каникул проводят свой досуг в парке города

билльярдный клуб в бывшем здании городского музея

Сейчас в Кара-Балте есть два дома культуры, два больших оздоровительно-спортивных комплекса, кинотеатр, спортивный стадион и три плавательных бассейна. Все это предназначено для 100-тысячного населения города.

Вид  старой узбекской махали в  центре Кара-Балты рядом с базаром

Пожилая узбекская пара в своем уютном  дворике на  улице Узбекской

Родственники и односельчане собрались за поминальным дастарханом

Автор текста и фото: Чинар Исраилова-Харьехузен