Эмиль Осконбаев — единственный из 11 судей Конституционной палаты, выступивший против изменений в Конституцию, которые предлагают президент, его администрация и большинство депутатов. Kloop.kg публикует особое мнение Осконбаева, которое он высказал на заседании Конституционной палаты.
Конституционная палата 11 октября единогласно одобрила поправки в Конституцию Кыргызстана. Единственным из 11 судей, который не поддержал их, а выступил с особым мнением, стал Эмиль Осконбаев.
Ниже вы можете прочесть основные тезисы его особого мнения и полный текст.
Основные тезисы:
- Конституция должна оставаться незыблемой;
- Частые изменения Конституции снижают её ценность;
- Изменения не должны вноситься в спешке — это подрывает стабильность государства;
- Нельзя вносить сразу множество поправок;
- Инициаторы должны отдельным законом пояснить смысл и цель внесения поправок;
- Инициировать поправки до 2020 года можно только через референдум, а не парламент.
Полный текст:
Конституция должна оставаться незыблемой

Конституция является не просто Основным законом государства — это программный документ, наделенный системообразующими свойствами, которыми определяются государственное устройство, уклад жизни, систему ценностей и ориентиров, на основе которых функционирует и развивается все общество.
И поскольку Конституции отводится место регулятора всего ценного и значимого для общества, ему придается высшая степень юридической силы среди иных нормативных правовых актов.
Поэтому любые изменения в его регулятивной сфере, пусть даже самые незначительные или необходимые, несут в себе негативный эффект, так как не позволяют укрепиться Конституции в качестве главного закона государства, снижая его значение для государственных институтов и общества в целом.
Поэтому в теории конституционализма особое место занимает необходимость соблюдения демократическими и правовыми государствами принципа незыблемости Конституции, суть которого заключается в устойчивости и стабильности Конституции, когда ее нормы действуют вне зависимости от времени или каких-либо иных (политических, экономических, социальных) влияний. Это означает, что фундаментальные вещи, на которых базируется государство, должны быть неизменны.
«Любые изменения […] не позволяют укрепиться Конституции в качестве главного закона государства»
Незыблемость Конституции предполагает, что Конституция должна стать на протяжении как можно более длительного времени основной системой норм политической, правовой и общественной жизни государства.
Незыблемость Конституции, наряду с другими особенностями, разделяет конституционное правовое регулирование от обычного правового регулирования, осуществляемым правовыми актами меньшей юридической силы, когда в отличие от Конституции, нормативные правовые акты без опаски могут подвергаться изменениям в зависимости от динамики развития государства и общества.
С учетом этого, порядок внесения изменений в Конституцию априори не может быть легким, простым и быстрым, тем более, не может быть проще, чем внесение поправок в нормативный правовой акт меньшей юридической силы.
IWPR: Конституция Кыргызстана. Спор на всю страну подходит к финишной прямой
Спешка может подорвать стабильность
Процедура внесения поправок в Конституцию должна представлять из себя цепь сложных, многогранных и последовательных шагов, обеспечивающих разноплановое публичное и институциональное обсуждение предлагаемых поправок с тем, чтобы достичь глубокого осознания того, что необходимость изменения Конституции значительно выше значения незыблемости Конституции.
Кстати, соблюдение такого порядка неминуемо откроет еще одну особенность Конституции, присущую только ее духу, — невозможности внесения одновременно множества поправок, так как большое их количество, разнящиеся по своей сущности, не позволят инициаторам, в конечном счете, достичь своей цели.
«Порядок внесения изменений в Конституцию априори не может быть легким, простым и быстрым»
Такого понимания всех сторон принципа незыблемости Конституции придерживаются демократические, правовые государства и Кыргызская Республика, предусмотрев в статье 114 Конституции довольно сложные процедуры внесения изменений в Конституцию, не является исключением.
Наличие строгих процедур внесения поправок в Конституцию является неотъемлемой частью демократического конституционализма. Соблюдение процедуры внесения поправок в Конституцию существенно способствует одобрению поправок и их легитимности, а также становлению новых конституционных традиций.
И, наоборот, если нормы и процедуры внесения поправок в Конституцию являются предметом для различной интерпретации и споров, или же осуществляются в спешке, без соблюдения демократических принципов, — это может подорвать стабильность в государстве и поставить под сомнение легитимность самой Конституции.
Парламент не может менять Конституцию до 2020 года
Законодателю следовало в целях реализации статьи 114 Конституции Кыргызской Республики принять закон, который полноценно раскрывал бы замысел первоначальных конституционных законодателей и исключил бы различную интерпретацию ее положений сегодня.
Тем не менее, следует отметить, что нормативные положения данной статьи в достаточной мере определенны и провозглашают самое главное – в Конституцию возможно внесение изменений только после преодоления серьезных препятствий.
Статья 114 Конституции Кыргызской Республики предусматривает два пути внесения в Конституцию изменений:
- принятием Закона о внесении изменений в Конституцию референдумом, назначаемым Жогорку Кенешем (часть 1 статья 114);
- принятием Закона о внесении изменений в Конституцию Жогорку Кенешем (часть 2 статьи 114).
Данной статьей также строго очерчен круг субъектов, правомочных инициировать изменения в Конституцию, — это:
- большинство от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
- не менее 300 тысяч избирателей (часть 2 статьи 114).
При этом часть 1 статьи 114 с точки зрения нормотворческой техники изложения норм процессуального характера является общей нормой, конкретизируемой последующими ее частями.

Таким образом, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики может назначить референдум по принятию закона об изменениях в Конституцию исключительно в силу нормативных положений части 3 статьи 114 Конституции Кыргызской Республики, то есть с соблюдением всех установленных сроков и процедур и только в случае если на завершающей стадии принятия закона об изменениях в Конституцию Жогорку Кенеш придет к выводу о необходимости передать принятие окончательного решения непосредственному источнику государственной власти – народу Кыргызстана.
Нормативное положение абзаца третьего части 3 статьи 114 Конституции Кыргызской Республики о том, что по инициативе не менее двух третей от общего числа депутатов Жогорку Кенеша закон о внесении изменений в Конституцию может быть вынесен на референдум является продолжением мыслей, изложенных в первом и втором абзацах этой же статьи, то есть представляет собой последующий элемент одной правовой нормы и не может рассматриваться как самостоятельное регулирование отдельной правовой ситуации.
Соответственно, ссылка инициаторов проекта закона о внесении изменений в Конституцию на абзац третий части 3 статьи 114 Конституции Кыргызской Республики является необоснованной.
Что говорил Атамбаев о Конституции с начала своего правления?
Вместе с тем, статьей 4 Закона Кыргызской Республики о введении в действие Конституции от 27 июня 2010 года установлено ограничение на применение порядка внесения изменений в Конституцию Жогорку Кенешем до 1 сентября 2020 года.
«Жогорку Кенеш […] не может быть надлежащим субъектом инициирования внесения изменений в Конституцию Кыргызской Республики до 1 сентября 2020 года»
В соответствии с позицией Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики, изложенной в Постановлении от 25 сентября 2014 года, Конституция и Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» находятся в органическом единстве и неотделимы друг от друга.
Это означает, что положения Закона «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» обладают такой же юридической силой, как и сама Конституция.
Следовательно, если Законом «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» устанавливаются какие-либо ограничения по порядку внесения изменений в Конституцию, то они должны неукоснительно соблюдаться и не могут быть игнорированы ни при каких обстоятельствах.
А поскольку, процедура инициирования изменений в Конституцию является неотъемлемой частью порядка внесения изменений в Конституцию, то Жогорку Кенеш ни большинством, ни двумя третями от общего числа депутатов не может быть надлежащим субъектом инициирования внесения изменений в Конституцию Кыргызской Республики до 1 сентября 2020 года.
Таким образом, инициирование проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики», внесенный на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики приложением к проекту Закона Кыргызской Республики «О назначении референдума (всенародного голосования) по Закону Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» произведено с нарушением установленного конституционного порядка внесения изменений в Конституцию Кыргызской Республики.