Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении закон, переводящий домашние побои из ряда уголовно наказуемых действий в разряд административных правонарушений. Если закон пройдет рассмотрение в трех чтениях, домашнее насилие в России будет декриминализировано. Гражданское сообщество выступило против этого закона.
Одним из инициаторов поправок к статье 116 Уголовного кодекса России «Побои», стала замглавы комитета Совета федерации федерального собрания по законодательству Елена Мизулина.
Она заявила, что действующий «закон о шлепках» позволяет недопустимое вмешательство в дела семьи, и назвала его актом ненависти по отношению к семьям с детьми.
«Если вы шлепнули своего расшалившегося малыша, вам грозит до двух лет лишения свободы. А если ваш сосед побил вашего ребенка — все закончится административным наказанием», — сказала она.
Она считает, что у родителей в России очень сложное положение, так как «ссадина, синяк у ребенка» может стать поводом для уголовного преследования родителей. При этом побои на ребенке от постороннего человека будут признаны только административным правонарушением.
«Я надеюсь, что законодатели услышат опасения родительской общественности. Хотелось бы, чтобы российские семьи начали этот год спокойно, с уверенностью, что обновленная Госдума — с ними, а не против них», — сказала Мизулина в поддержку закона.
По действующему законодательству, в России за побои в семье предусмотрена уголовная ответственность. Максимальным наказанием за побои в случае признания вины будет арест на срок до шести месяцев.
Если новый закон вступит в силу, побои в отношении близких станут административным правонарушением.
Реакция гражданского общества
Общественный деятель и писательница Мария Арбатова выступила против этого закона. По ее словам в 95% случаев домашнего насилия страдают женщины, неспособные дать отпор.
«Как сказали мне несколько полковников полиции, они уже видят новые кладбища, на которых будут лежать избитые женщины и дети. Сегодня Дума с подачи Кремля развязывает руки домашним насильникам, которые будут всласть издеваться над своими близкими», — сказала она.
Правозащитница Алена Попова, основатель и руководитель фонда Human Capital, провела 13 января пикет у стен Госдумы, протестуя против законопроекта.
«Мы как люди, борющиеся с домашним насилием, выступаем против этого закона потому, что он декриминализирует побои. Аргумент Елены Мизулиной, называющей криминализацию побоев «законом о шлепках», — это вранье. Сам по себе шлепок не является побоями. Побои оставляют ссадины, синяки, то есть последствия насилия, которые можно зафиксировать. Как надо шлепнуть своего ребенка по попе, чтобы у него остался синяк?»— сказала она.
Детский омбудсмен Москвы Евгений Бунимович уверен, что любое проявление насилия – неприемлемо.
«Разговоры о том, что можно бить детей в качестве воспитания – это все из какого-то позднего средневековья и это неприемлемо. Я считаю, что наказание должно быть и в семье и вне семьи одинаковым, и если вне семье на сегодня подобное происшествие квалифицируется как административное нарушение, то, может быть и в семье его можно расценивать также», – сказал он.
По теме: