Волонтер Надежда Хохлова столкнулась с безграничной добротой тех, кто готов был отдать последнее пострадавшим в авиакатастрофе на севере Кыргызстана 16 января. Но также она стала свидетелем корысти тех, кто пытался забрать гуманитарную помощь, предназначенную нуждающимся.
Повествование ведется от имени Надежды Хохловой.
Мы лицом к лицу столкнулись с тем, что реальные пострадавшие при крушении получают крохи от той помощи, которую везут в село.
В час дня мы выехали караваном в Дача-СУ. В каждом грузовом портере были отсортированные теплые вещи на взрослых и детей, а также одеяла, матрацы, подушки, постельное белье. В отдельном грузовике везли нескоропортящиеся продукты.
Договорились с местной жительницей-активисткой Айнагуль Абакировой о том, что она встретит и проведет нас к семьям, которым действительно нужна помощь.
Она заранее договорилась с хозяевами уцелевших домов на каждой улице о том, что мы привезем помощь и жители именно этой улицы будут ее распределять, перекрыв доступ к гуманитарке чужаков, которые рыщут по селу в поисках наживы.
Как только мы начали разгружаться, пришел человек из мечети и начал возмущаться, почему мы решили отдавать все вот так – людям на каждой улице.
Надо было всю помощь разгрузить в мечети, а потом они бы ее сами распределяли по семьям.
Мы осадили советчика, сказав, что сами знаем, кому и как нам раздавать. Но это не помогло, люди из мечети сопровождали наш караван по всем улицам.
Это было долго – каждый бус заезжал на каждую улицу и выгружал определенную помощь. Но преследователи оказались терпеливы и настойчивы…
Откуда ни возьмись, нарисовался мужчина, который представился главой айыл-окмоту.
Он начал кричать: «Вы зачем старье привезли, загружайте назад!».
Оказалось, что этот человек живет на этой же улице, у него отличный благоустроенный дом, но, видимо, этого мало… Бог – судья!
Распределение продуктов питания мы решили начать с семьи, в которой накануне похоронили шестерых.
В тот день, когда мы были в селе, эта семья читала Коран, готовила поминальный обед. Но люди к ним, конечно, будут приходить еще несколько дней. Поэтому мы оставили им продуктов больше, чем остальным.
Также передали продукты и семье, в которой было трое детей, один из них — с синдромом ДЦП.
Удивительно, что до этого им никто ничего не давал. Хотя нет, добрые люди привезли мешок угля, но из-за него представители мечети им «сделали замечание» — почему кто-то без их ведома уголь раздавал.
Собрались активные женщины села, составили списки пострадавших, и между всеми распределили продукты.
Потом родственники тех, кого расселили в гостинице, взяли продукты к себе на хранение.
Видя такое «самоуправство», наши преследователи начали возмущаться еще больше и требовать, чтобы им все-таки отдали полномочия по распределению продуктов.
Чтобы не провоцировать конфликт, пришлось проявить чудеса самообладания и корректно объяснить, что в посредниках между пострадавшими и нами не нуждаемся.
Ближе к вечеру мы раздали груз и повезли в город три семьи, которые все это время ютились у соседей, поскольку не знали, что могут заселиться в гостиницу «Семетей». Им никто ничего не сказал раньше, потому что они были квартирантами.
Две семьи были с маленькими детьми, одна из женщин – беременная. И они кочевали все это время по соседям.
Вещей собрано реально больше, чем нужно. Поэтому их распределяем не только пострадавшим, но и нуждающимся, живущим в селе.
Передача помощи фотографируется, получение подтверждается расписками. Часть помощи будет зарезервирована для получения семьями в ближайшем будущем, как только у них появятся условия для ее хранения.
Фото: Надежда Хохлова
По теме: