Глава «Зеленстроя» Токтобек Элгондиев рассказал Kloop.kg о том, почему стоит вырубать старые деревья, как государство намерено возмещать урон экологии и почему горожане не замечают, что Бишкек становится зеленее.

Нуржамал Джанибекова, Kloop.kg: Сколько деревьев вырубают в этом году в Бишкеке?

Токтобек Элгондиев, глава «Зеленстроя»: Мы сегодня не можем планировать. Это будет по факту, и где требуется санитарная обрезка, где требуется снос, где аварийные деревья. На сегодняшний день мы снесли 800 с лишним деревьев только по реабилитации дорог.

Н.Д., Kloop.kg: Звучала цифра в семь тысяч деревьев в этом году, а откуда ее взяли?

Т.Э., «Зеленстрой»: Был случай с летальным исходом, когда дерево упало на машину и повредило две машины. После этого мы делали обследования совместно с ЖКХ, райадминистрацией и выявили такое количество [аварийных] деревьев.

Н.Д., Kloop.kg: Сейчас много людей возмущены вырубкой. Сколько деревьев высадят взамен?

Т.Э., «Зеленстрой»: В этом году мы высадили 1400 хвойных деревьев и 4000 с чем-то лесных пород. В итоге мы посадили шесть тысяч деревьев, а также кустарники и живую изгородь.

До конца года планируется посадить 18 тысяч деревьев и кустарников. Вы сами видите, зеленый фонд Бишкека оставляет желать лучшего. Деревья — их возрастной период уже старый, и они представляют угрозу.

Вот посмотрите, при малейшем ветре все зеленые деревья падают. Это говорит о том, что они были высажены хаотично, хоть и по визуальному осмотру они вроде зеленые, с хорошо развитой кроной.

Последний случай у нас показал, что вроде бы хорошее дерево может упасть — придавило две машины по Фучика. По Ибраимова также придавило машину, по Ленинградской.

Н.Д., Kloop.kg: Вы говорите, деревья плохие. Почему они становятся такими? Почему они преждевременно находятся в таком состоянии, когда могут упасть?

Т.Э., «Зеленстрой»: Здесь масса причин. Сами по себе в городской среде, при очень сильной загазованности, когда посажены не в тех местах, деревья просто закатаны в асфальт. Есть улицы, где деревья, то есть их корневая система поднимает весь тротуар. И это ни для кого не секрет. Возможно, это недостаточный полив, я не исключаю.

Н.Д., Kloop.kg: Закатывают в асфальт… а сейчас разве не то же самое происходит?

Т.Э., «Зеленстрой»: Сейчас мы стараемся отстаивать то, чтобы были приствольные круги, учитывалась зеленая полоса, ирригация. Чтобы вот эти все элементы благоустройства сохранились и оставались, сегодня у нас большая возможность обновить зеленый фонд.

Н.Д., Kloop.kg: Вот вы сами были замначальника «Тазалыка», теперь вы глава «Зеленстроя». Как за последние 10 лет для изменился Бишкек в экологическом плане?

Т.Э., «Зеленстрой»: Бишкек, да и не только он, все города мира по-своему изменяются. Так же, как и люди, они изменчивы. Раньше мало кто покупал цветы, кустарники, цветы. Сегодня в нескольких районах города есть зеленые базары. Зеленые базары какого характера — это хвойные деревья, лиственные, цветы дорогие.

Так же и на обычных базарах. И все они высаживаются в черте города. Это никуда не уходит. Весь этот зеленый фонд высаживается. Сейчас люди хотят, чтобы на их территории был благоустроенный двор. И они работают над этим.

Н.Д., Kloop.kg: Получается, вы считаете, что все идет на рост. Мы видим, что даже в социальных сетях пишут, что деревья вырубают и их стало меньше.

Т.Э., «Зеленстрой»: Я с вами согласен, что деревья вырубают. Но помимо деревьев у нас должна расти архитектура, экономика, образование, бизнес должен процветать. Мы же не можем на одном месте стоять. Все должно развиваться гармонично.

Я говорю о том, что если мы вырубили одно дерево, то садим два или три взамен. Мы же не бездействуем, мы работаем. Хочу подчеркнуть, что мы максимально с ними ругаемся и настаиваем на том, чтобы сохранить деревья.

Н.Д., Kloop.kg: С ними — это с кем?

Т.Э., «Зеленстрой»: С УКС, «Бишкекглавархитектурой».

Н.Д., Kloop.kg: Экологи, которые выходили на Душанбинку, говорят, что количество зеленых насаждений в шесть раз меньше нормы в Бишкеке. Вот у вас какая норма прописана?

Т.Э., «Зеленстрой»: Такого норматива нет. В разных городах она разная. Сегодня такой статистики нет, потому что у нас нет данных о частных территориях. Если подсчитаем, то цифра будет другая.

Н.Д., Kloop.kg: А вообще сложно рассчитывать статистику? Почему ее нет?

Т.Э., «Зеленстрой»: Ну, мы еще не работали над этим. Это работа экологов, нужно все совместно просчитать.

Н.Д., Kloop.kg: Вы планируете вообще такую статистику сделать?

Т.Э., «Зеленстрой»: Мы планируем увеличивать число деревьев поэтапно. В этом году мы заложили свой питомник, он раньше был в запущенном состоянии, а сейчас там саженцы и кустарники, разные деревья. Мы надеемся, что через года два у нас будет свой посадочный материал.

Н.Д., Kloop.kg: Среди саженцев, которые вы закупали, было очень много декоративных деревьев, и это вызвало возмущение. Что вы можете сказать насчет декоративных растений? Хуже они или лучше? Почему?

Т.Э., «Зеленстрой»: Дело в том, что есть рекомендации Академии наук, рекомендации Ботанического сада имени Гареева, все наименования деревьев и остального рекомендовали нам они. Мы работаем с Академией наук.

Н.Д., Kloop.kg: Экологи предлагают вернуть былую норму зеленых насаждений, а потом уже высаживать декоративные деревья. Что думаете?

Т.Э., «Зеленстрой»: Я думаю, нужно все делать параллельно. Время неумолимо бежит и его не остановишь, и надо это все делать. Надо как высаживать новые деревья, так и сносить.

Когда падают деревья, умирают люди, никто не приходит нам помогать. Есть деревья в аварийном состоянии, и если вдруг дерево падает на машину или человека, то это очень неприятная история. Нужно заблаговременно думать об этом. Как говорится, хороший врач не тот, кто лечит, а тот, кто не допускает. Мы ежедневно работаем над этим.

Н.Д., Kloop.kg: Сколько людей сейчас работают?

Сейчас у нас работают примерно 700 человек.

Н.Д., Kloop.kg: А с экологами вы работаете? Почему они возмущаются?

Т.Э., «Зеленстрой»: Ну такое ощущение, как будто мы живем кто-то в Северной Корее, а кто-то в Южной. У нас столица маленькая, и мы связаны, но это одна наша политика — стратегия города, стратегия государства, стратегия нашего развития. Это всё одно целое.

Конечно, бывает непонимание, бывают взлеты и падения. Кто критику воспринимает адекватно, кто — неадекватно. Это нормальный процесс. Жизнь нас этому учит, каждая организация, каждый человек делает выводы. «Зеленстрой» — не враги, «Зеленстрой» только работает над улучшением облика города.

Н.Д., Kloop.kg: Среди срубленных ради дорог деревьев есть хоть одно здоровое, которое росло в положенном месте?

Т.Э., «Зеленстрой»: Я бы не сказал, что там все больные или растут в неположенном месте. Были здоровые. Просто есть деревья, которые мешают полотну дорожному, от этого никуда не денешься — приходится сносить. Работа все-таки должна идти.

Н.Д., Kloop.kg: Мне вот интересно, как часто вы сами гуляете по городу?

Т.Э., «Зеленстрой»: Пешком хожу, рано утром в 6 часов делаю объезд. Все поставленные задачи стараюсь проверить, проследить, насколько хорошо они выполнены.

Н.Д., Kloop.kg: А вне работы?

Т.Э., «Зеленстрой»: Вне работы не получается — сейчас на первом месте она. Я вот уезжаю рано утром, приезжаю вечером. По субботам и воскресеньям стараюсь тоже здесь быть. Здесь много проблем, очень много звонков от жителей и руководства, сотрудников. Это производство и нужно решать вопросы.

Н.Д., Kloop.kg: Как вы отреагировали на то, как экологи начали возмущаться? Люди вышли и стали обнимать деревья.

Т.Э., «Зеленстрой»: Первоначально было 1000 деревьев, а потом отстояли до 143. Это же тоже наша позиция. Политику города, его рост, строительство определяет архитектура. Мы определяем уход и содержание. Когда китайская сторона выделила нам грант, у нас появился шанс обновить зеленый фонд.

Надо смотреть в разрезе: «Что мы оставим детям?». Старые деревья? Или хорошие, которые придают эстетический вид городу? Надо думать по-другому тоже. Подумать о детях. Что мы им оставим?

Н.Д., Kloop.kg: Каким вы сами видите Бишкек через 10 лет?

Т.Э., «Зеленстрой»: Мы все оптимисты. Я вижу то, что молодёжь, которая уехала за рубеж, рано или поздно вернется. Они вернутся с багажом знаний, с другим отношением к зеленым насаждениям, к экономике, родителям, государству и столице. Ни один человек, уезжающий отсюда, не возвращается таким, каким он был. Бишкек — не исключение. Он будет краше, чище.

Город меняется поэтапно — не только в плане озеленения. Все идет одновременно — замена ирригаций, кабелей, дорожного полотна. Вырубаются аварийные, садятся новые. Это политика города. Простым людям она не заметна.

Н.Д., Kloop.kg: А в плане зеленых насаждений. Больше станет город?

Т.Э., «Зеленстрой»: Я могу сказать, что он станет качественнее. Из-за отсутствия работы, инфраструктуры все хотят в столицу. Но думаю, что будет лучше.

В этом году мы планируем реконструкцию четырех парков — Карагачевую рощу, парков Молодежи, Фучика и Победы. Им выделено по 30 миллионов сомов на очистку, ирригацию, тротуары, освещение и зеленые насаждения.

Работа над текстом: Марат Абдыкалыков, Мадина Машанло.