Акин Токталиев снят с должности директора Госкомиссии по делам религий. Президент Садыр Жапаров 9 февраля подписал соответствующий указ. В тот же день вместо Токталиева на этот пост был назначен Медер Карабаев.
О Карабаеве известно немногое — лишь то, что ранее он был уполномоченным службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД.
Жапаров назначил своего бывшего адвоката Токталиева главой Госкомиссии 13 ноября 2020 года, будучи еще и.о. президента.
Однако сотрудники ГКДР выступили против его назначения и почти все заявили, что будут игнорировать его приказы и поручения, так как они нарушают закон.
Они сообщили, что Токталиев на протяжении многих лет был адвокатом обвиняемых в экстремистской и террористической деятельности и даже угрожал коллективу Госкомиссии.
Во время обсуждения нового проекта Конституции Токталиев предложил убрать из основного закона понятие «светскость», так как 98% населения страны, по его данным, верующие и выполняют религиозные обряды.
Также Токталиев фигурировал в обращении заммуфтия Кадыра Маликова в МВД.
Дело касалось ролика, в котором есть аудио со встречи Маликова с Токталиевым, сотрудником ДУМК Акимжаном Эргешевым, сыном экс-генпрокурора Азимбека Бекназарова Русланом Бекназаровым и религиозным деятелем Умаром Куловым.
Ролик сопровождала надпись «В Кыргызстане хотят построить ИГИЛ». Маликов говорит, что в записи были искажены его слова, а сам он выставлен как человек, поддерживающий запрещенную в Кыргызстане группировку «Исламское государство».
Вместе с Жапаровым, Токталиев защищал в суде интересы спикера парламента Таланта Мамытова и главы ГКНБ Камчыбека Ташиева.
Дело касалось случая в 2012, когда они пытались перелезть через забор Жогорку Кенеша во время митинга за национализацию золоторудного предприятия «Кумтор». Тогда их обвинили в попытке насильственного захвата власти.
Кроме этого, Токталиев возглавляет «Комитет по защите чести и достоинства народа Кыргызстана». Известен в качестве правозащитника и адвоката.
Токталиев также выступал в защиту политика Бектура Асанова, защищал экс-муфтия Чубака Жалилова, когда его обвиняли в многоженстве, а также лиц, осужденных за экстремизм и терроризм.
Также он представлял интересы первого президента Кыргызстана Аскара Акаева в 2006 году после «тюльпановой революции».