Оригинал материала опубликован в книге «Судьбы» проекта «Эсимде». Автор — ученый-историк Тынчтыкбек Чоротегин. Мы публикуем отрывок его статьи об Абдырахмане Алиеве. Прочитать статью и книгу полностью можно по ссылке.

В советское время имена бывших военнопленных редко упоминались среди тех, кто проявил героизм во Второй мировой войне. Сталинская государственная машина относилась с недоверием к вернувшимся из плена. Эта позиция впоследствии была сохранена в некоторых постсоветских странах. Новое мышление XXI века должно внести осознанное изменение в этой области. Перипетии судьбы Абдырахмана Алиева (1923–1971), человека, сумевшего сбежать из гитлеровского концлагеря, безошибочно отражают ту трагическую эпоху. Виновные за то, что попали в плен.

(…)

Лишь горстка пленных, совершивших геройские деяния, удостоилась звания Героя Советского Союза после смерти Сталина. Антифашистские песни, написанные выдающимся татарским поэтом Мусой Джалилем (1906–1944) в тюрьме Моабит, сделали возможным его полное оправдание, посмертное получение звания Героя Советского Союза в 1956 году и Ленинской премии в 1957 году. При жизни Сталина Муса Джалиль подозревался в руководстве Идель-Уральским легионом, предательстве, более того, в КГБ (НКВД) ходили слухи, что он якобы «сбежал в Аргентину» после войны. По крайней мере, после смерти в адрес Мусы Джалиля были сказаны добрые слова, его душа, быть может, покоится в мире. А вот многих бывших узников, которые вернулись живыми, ненавидели всю жизнь. Никто не пытался прислушаться к их правде — один не осмеливался, другой боялся, третий был равнодушен, а четвертый просто не верил … Переходя от предисловия, вспомню здесь один случай.

История Абдрахмана Алиева

Редкую рану пережил главный герой этого воспоминания. Это – покойный Абдырахман Алиев. Он родился в 1923 году в селе Эчки-Башы Нарынского района, нынешней Нарынской области Кыргызстана. (…)

Абдырахман Алиев был призван в Красную Армию в 1941 году. Он сражался на Великой Отечественной войне, а в 1942 году попал в плен к гитлеровцам вместе со своим отрядом. По словам сына Абдырахмана Тилека Алиева: «Мой отец, Алиев Абдырахман, ушел на войну в 1941 году, как и другие из села Эчки-Башы Нарынской (в то время – Тянь-Шаньской) области, в силу совершеннолетия. Он пробыл на войне лишь около года, когда их отряд был окружен, и попал в плен». Так в жизни Абдырахмана Алиева начинается трагическая глава — «В плену». Необходимо уточнить, в каких тюрьмах и концлагерях он находился, если откроются архивы бывшего КГБ, возможно, найдется какая-либо зацепка.

По последним оценкам, количество концентрационных лагерей и тюрем в нацистской Германии и на оккупированных территориях было намного больше, чем предполагалось ранее. К сожалению, письма и документы Абдырахмана потомкам о том, что государство его должно оправдать, не сохранились. Когда он умер в 1971 году, его первенцу Тилеку было всего 12 лет. Абдырахман, который много страдал во время войны и позже был несправедливо задержан и подвергнут испытаниям в ГУЛАГе, возможно, не делился о выпавших на его судьбу испытаниях со своим сыном-подростком. Однако мы уговорили Тилека поделиться всем, что он запомнил.

(…)

Побег из концлагеря

Он (Абдырахман) сбежал из концлагеря, но его поймали. Когда нацисты выстрелят ему и его товарищам в затылок, все, кроме него погибнут. Абдырахман байке родился «в рубашке» – когда нацист выстрелил ему в голову, пуля не задела спинной мозг, она прошла сквозь подбородок, а сам он остался жив.

Из слов его сына Тилека: «В его записях я прочитал, что они были в концлагере «Орфлаг №3», пытались, сговорившись вдесятером сбежать оттуда. Однако их выследили и приговорили к расстрелу. Позже я прочитал в его воспоминаниях, что десятого (…) они считали предателем, (…) потому что в девятерых из них стреляли, а его на место расстрела не приводили. Именно во время расстрела в концлагере Орфлаг №3, когда им девятерым стреляли в голову, пуля моему отцу вошла в затылок и вышла в районе подбородка. Он потерял сознание и оставался под трупами, стрелявшие нацисты ушли. Абдырахман пришел в сознание, стал бредить, в этот момент его нашел местный албанский пастух, накормил, вылечил. После, он вплоть до 1945 года сражался в одном ряду с албанскими партизанами». (…)

«Когда война закончилась… Как только бывшие военнопленные вернулись в Советский Союз, их всех… в особенности среднеазиатов и кавказцев, записали во «враги народа» и выслали в Сибирь. Отец содержался в тюрьме вплоть до смерти Сталина. Только после его смерти в 1953 году, мой отец был освобожден и только через 4 года он смог вернуться на родину, в наше село. Он работал в лесном хозяйстве, а в 1971 году в возрасте 48 лет попрощался с этим светом… ».

В конце Второй мировой войны советские солдаты (бывшие военнопленные), участвовавшие в антифашистском движении в разных странах, добровольно вернулись в ряды Советской Армии. Но на родине с ними не церемонились, их сразу отправляли во временные лагеря, избивали, собирали против них показания, некоторых расстреливали, большинство ссылали на долгий срок на Урал, в Сибирь или другие места ГУЛАГа. Их участие и заслуги в антифашистском движении игнорировалось.

По тому, что я слышал в селе, Абдырахман в ссылке (вероятно, в тайге) занимался рубкой и сплавкой леса. Говорят, что он вязал к срубленным деревьям письма с просьбой передать их в сельсовет Эчки-Башы Киргизской ССР. В конце концов, одно такое письмо и вправду доберётся до Эчки-Башы, они признают в нём ушедшего на войну Алиева и напишут ответ.

Как бы то ни было, Абдырахман байке был оправдан и вернулся не в год смерти Иосифа Сталина в 1953-м, а лишь 4 года позднее. Роза Алиева, дочь Ашыракмана, младшего брата Абдырахмана (которую воспитывал Абдырахман после того, как его брат погиб в автокатастрофе), нам в интервью подтвердила год его возвращения — 1957-ой.

(…) Конечно, Абдырахман вернулся из советского лагеря (ГУЛАГа) потому, что был оправдан. Однако Советская власть продолжала его дискриминировать, не включая в ряды ветеранов войны.

«Ты был военнопленным, а значит, предателем», – с такой скрытой враждебностью, последовательно, продолжались дискриминация и отчуждение невинных военнопленных и после смерти Сталина, вплоть до падения СССР.

Абдырахман неоднократно писал властям письма с уверением своей невиновности. Тилек не раз подчеркнул это в своём рассказе. (…)

Родственники военнопленных также пострадали До того как Абдырахман был оправдан и приехал из ссылки в 1957 году, его родственникам жилось непросто.(…)

«Вот что я помню о своем отце … Он не дождался справедливого отношения со стороны правительства, хотя некоторые к таким (бывшим пленным) относились с осуждением, отца все уважали. Он и ушел, окруженный почётом. Но самое печальное – то, что со стороны государства и тогда, и сейчас… отношение иное, мне это тяжело переносить, я говорю это как его сын», — рассказывает Тилек Алиев.

(…)Привлекая внимание широкой аудитории к судьбе Абдырахмана Алиева, мы хотим вдохновить молодое поколение архивистов, исследователей на добровольную и эффективную работу по поиску доселе неизвестных для потомков страниц их жизни и истории нашего народа.

Одно можно сказать наверняка: пришло время взглянуть на судьбу бывших военнопленных ВОВ, проживающих в Кыргызстане, справедливо и многосторонне, основываясь на современных взглядах, а не глазами рухнувшей в 1991 году коммунистической империи.

Это – универсальная тенденция. Каждый народ, как океан, состоит из отдельных капель – человеческих жизней. (…)

«Кулацкий сын». История изгнания и возвращения на родину

История одной фотографии. Ажар играет на ооз-комузе

«Чалбаские кыргызы». Как украинка сохранила память о кыргызских переселенцах

История одного письма. Как Дакен Акматов искал репрессированного отца