Глава Кабмина Акылбек Жапаров заявил, что если страна не сможет выплатить долг Китаю, то Кыргызстан может потерять управление над тремя своими стратегическими объектами. По его словам, речь идёт о Бишкекской ТЭЦ, альтернативной дороге «Север — Юг» и ЛЭП «Датка-Кемин». Об этом Жапаров сказал на заседании парламента 29 июня, где депутаты заслушивают информацию о проделанной работе Кабмина за первое полугодие 2022 года.
По словам Жапарова, с 2023 по 2028 год Кыргызстан должен заплатить по внешнему долгу не менее $400-460 млн.
«Мы выплачиваем более 50% внешнего долга “Эксимбанку” Китая. Я не пугаю, но если мы не заплатим, управление Бишкекской ТЭЦ, «Датка-Кемин», альтернативная дорога «Север — Юг» перейдет в чьи-то руки […] Поэтому мы должны избавиться от петли, которая у нас на шее. Надо всем объединиться и работать в одном направлении, а не сидеть, только надеясь на Бога. Мы должны сохранить независимость. Я верю, что по крайней мере, мы сможем выстоять с точки зрения экономики», — сказал глава Кабмина.
Он добавил, что китайские компании уже брали под свое управление объекты в Шри-Ланке и Пакистане.
О том, что Бишкекская ТЭЦ, альтернативная дорога «Север — Юг» и ЛЭП «Датка-Кемин» могут перейти Китаю, власти Кыргызстана заявляют не впервые. Ранее об этом говорил президент Садыр Жапаров.
«ТЭЦ, дорога “Север — Юг”, проект “Датка-Кемин” […] Мы же на все это брали [кредиты]. И если вовремя не сможем выплачивать, то управление перейдет к той стороне [Китаю]. Так были подписаны бумаги. Если их не хватит, то у них есть право и другое что-то забрать. Но мы оплачиваем все вовремя», — сказал он в марте прошлого года.
По данным Минфина, на 28 февраля 2022 года госдолг страны составлял $5 млрд 119,15 млн. Из этой суммы внутренний долг составлял $817,31 млн, а внешний — $4 млрд 301,84 млн.
Кыргызстан и проекты на кредиты от Китая
Строительство линии электропередач «Датка-Кемин» завершилось в 2015 году. На реализацию этого проекта Кыргызстан взял $390 млн под два процента годовых и сроком на 20 лет у китайского «Эксимбанка». Кыргызстан и «Эксимбанк» подписали это кредитное соглашение в 2012 году.
Читать еще: Китай дает кредиты развивающимся странам — в том числе, Кыргызстану. Объясняем, зачем
Кредит Кыргызстан взял и на модернизацию столичной ТЭЦ. Тогда Китай выделил властям страны $386 млн.
По договору Кыргызстан должен в итоге вернуть около $500 млн, считая проценты по кредиту. Модернизацию проводила китайская компания TBEA, которая сама покупала оборудование и выбирала субподрядчиков для проекта.
Соглашение о модернизации ТЭЦ Бишкека заключили в 2013 году, а сам проект завершили в 2017 году. В итоге всего через год после завершения реконструкции на ТЭЦ Бишкека произошла авария. После этого на скамье виновных оказались ряд чиновников, связанных с соглашением, в том числе и Сапар Исаков, который при президенте Алмазбеке Атамбаеве занимал пост премьер-министра.
Читать еще: Парламентская комиссия изучила траты на модернизацию ТЭЦ. Какие выводы она сделала?
Еще один крупный кредит Кыргызстан получил от Китая на строительство альтернативной дороги «Север — Юг», ведущей из Бишкека в Ош. Жогорку Кенеш еще в 2013 году одобрил кредитное соглашение с Китаем о строительстве дороги.
Строительство начали в 2014 году, сам проект строительства было решено поделить на три фазы:
- первая фаза (154 км) — от села Кызыл до Жылдыз-Арал и от села Казарман до города Джалал-Абад;
- вторая фаза — участок Арал — Казарман протяженностью 96 км, куда входит и тоннель длиной в 700 метров;
- третья фаза — участок дороги Балыкчы — Кызыл-Жылдыз.
Общая стоимость строительства обойдется Кыргызстану в $850 млн, кредит почти в $400 млн страна уже получила.
Кроме Китая, кредит на строительство этой дороги выделили Азиатский и Исламский банки развития. Основным подрядчиком выступает China Road & Bridge Corporation.
Читать еще: Кыргызстан установил лимит долга перед кредиторами. Что это значит?