В ТНК «Дастан» ответили на заявление российской компании «Электронинторг» — «дочке» госкорпорации «Ростех». Ранее представительница компании заявила, что они намерены инициировать процедуру банкротства ТНК «Дастан».

Заявление «Электронинторга»

8 июля юристка «Электронинторга» Евгения Руденко в интервью Kaktus Media заявила, что российская компания инициирует процедуру банкротства «Дастана» из-за того, что кыргызское предприятие до сих пор не рассчиталось за приобретенные аппараты ИВЛ летом 2020 года, когда в Кыргызстане бушевала пандемия COVID-19.

По ее словам, ТНК «Дастан» должен российской стороне 240 млн рублей за поставку 300 аппаратов ИВЛ. Также она сообщила, что суд обязал кыргызскую компанию выплатить штрафную неустойку в 33,7 млн сомов.

Однако, по ее словам, «Дастан» ведет себя недобросовестно и оттягивает исполнение решения под различными предлогами. К ноябрю этого года компания должна погасить весь долг.

Здание ТНК «Дастан» в Бишкеке.

«”Дастан” по отчетам показывает прибыль. На собрании акционеров, которое состоялось 27 апреля 2022 года, по годовому отчету за 2021 год прибыль составила более 76 миллионов сомов, за первый квартал 2022 года — более 433 млн сомов. Но в судебных заседаниях юристы ТНК утверждают, что на самом деле такой прибыли нет, и реальные цифры отличаются от тех, которые указаны в отчетах», — сказала Руденко.

Ответ ТНК «Дастан»

15 июля в «Дастане» ответили, что заявление «Электронинторга» «необоснованно» и расценивают его как «попытку оказать давление на ОАО «ТНК «Дастан», а также, возможно, на суды, которые рассматривают обстоятельства поставок аппаратов ИВЛ в 2020 году».

Кроме того, в компании заявили, что Руденко, говоря о банкротстве, «противоречит своим же заявлениям, поскольку на судебных процессах юристка доказывала платежеспособность и состоятельность» «Дастана».

«Важно отметить, что ТНК “Дастан” является стратегическим оборонным предприятием, обеспечивающим рабочими местами граждан Кыргызской Республики в количестве более 700 человек и осуществляющим существенный вклад в бюджет государства, как в виде налоговых поступлений и дивидендов […] За 5 месяцев текущего года заводом получен доход в общей сумме 1 млрд 218 млн сомов, чистая прибыль при этом составила 97,9 млн сом», — говорится в заявлении компании.

В «Дастане» добавили, что на сегодняшний день судебные процессы по поводу поставок ИВЛ с российской компанией «Электронинторг» продолжаются.

«Пока идут судебные разбирательства, о процедуре банкротства не может быть и речи», — подчеркнули в компании.

Покупка ИВЛ

Ранее журналисты «Клоопа» провели расследование о тех самых 300 ИВЛ, закупленных во время пандемии.

Выяснилось, что 300 аппаратов из России завезли на склады «ТНК “Дастан”» летом, однако в больницы они так и не поступили, пылились на складе, в то время как пациенты умирали из-за их недостатка.

Минздрав тогда отказался принимать ИВЛ на баланс, поскольку для того, чтобы аппараты поступили в больницы, за них нужно было заплатить 292 млн сомов (269 млн рублей). Также журналисты выявили большое количество посредников в закупке ИВЛ, из-за которых цены на аппараты повысились в разы.

В «Ростехе» и «Дастане» «Клоопу» рассказали, что хотели начать совместное производство медицинской техники, но сперва Кыргызстан должен был закупить у российской корпорации 300 ИВЛ, которые стали бы «первым шагом в освоении отечественного рынка».

Сами аппараты, по последней информации, все еще находятся на складе.

В мае на заседании парламента глава завода «Дастан» Эрик Апышев рассказал, что аппараты в 2020 году хотели вернуть из-за проблем с качеством, однако был запрет правительства на вывоз оборудования, и этого сделать не смогли. Он сообщил, что сейчас компания отказывается принимать товар и снижать цены.

Замминистра здравоохранения Жалалидин Рахматуллаев рассказал, что инициативы со стороны Минздрава о закупке аппаратов через ТНК «Дастан» не было. По его словам, идея покупки ИВЛ принадлежит Республиканскому штабу по борьбе с коронавирусом. Рахматуллаев сообщил, что информации о том, как проводился тендер, у Минздрава нет.

На том же заседании стало известно, что ГКНБ начал следствие из-за закупа заводом «Дастан» аппаратов ИВЛ по завышенной цене.