Не дышал, но плати. Почему в разгар пандемии Кыргызстан держал на складах сотни аппаратов ИВЛ


Летом 2020 года, когда в стране бушевал коронавирус, Кыргызстан не смог отказать партнерам из «Ростеха» и согласился купить 300 аппаратов ИВЛ по завышенной цене. Но расплатиться за них не смог и в итоге – не спас даже те жизни, которые мог бы спасти. А теперь, когда пик пандемии позади, бюджету придется оплатить не только ненужные ИВЛ, но и огромную маржу ростеховских посредников.

Светлана потеряла во время пандемии обоих родителей. Ее мама умерла от коронавируса в больнице, а отец – в машине скорой помощи, пока медики искали для него место в реанимации с аппаратом ИВЛ.

«Я начала бегать и звонить по больницам – нигде не было мест. Когда ему стало совсем плохо, мы вызвали скорую и ездили по больницам почти пять

часов. Кто-то сказал, что в дневном стационаре есть ИВЛ, и мы ехали туда, когда он перестал дышать. За один день коронавирус забрал у меня все», – рассказала Светлана журналистам «Би-би-си».

Летом 2020 года, когда в стране фиксировали первый пик заболеваемости и смертности от коронавируса, замминистра здравоохранения Мадемин Каратаев признал, что в больницах Кыргызстана не хватает коек и аппаратов искусственной вентиляции легких. По его данным, в стране тогда работало 493 аппарата ИВЛ.

Этого количества для Кыргызстана очень мало. Например, в Германии в 2020 году на 100 тысяч населения было 30 аппаратов ИВЛ. В Кыргызстане в это же время – только восемь.

В это же время, летом 2020-го, на склады государственного завода «ТНК “Дастан”» завезли 300 новых аппаратов ИВЛ из России. Но в больницы они так и не поступили и пылятся на складах до сих пор.

Что известно об аппаратах?

17 января 2022 года на заседании Жогорку Кенеша депутат Кубанычбек Ормонов заявил, что аппараты закупили по инициативе «Дастана», по завышенной цене. Денег на них в бюджете нет, а значит медтехнику можно вернуть изготовителю. Однако на заводе уверяют, что это невозможно: через полтора года после заключения сделки поставщики не примут товар назад.

Производит аппараты российская госкорпорация «Ростех», которую возглавляет сослуживец президента России Путина по КГБ Сергей Чемезов. С самого начала пандемии «Ростех» всячески продвигал российские ИВЛ на международном рынке. В то время, как в самой России наблюдалась острая нехватка аппаратов, ИВЛ «Авента-М» отправляли в качестве гуманитарной помощи в США, которые они не использовали.

Из переписки «Клоопа» с заводом известно, что у «Ростеха» был план организовать с «Дастаном» совместное производство медицинской техники, но сперва Кыргызстан должен был закупить у российской корпорации 300 ИВЛ, которые станут «первым шагом в освоении отечественного рынка».

Интересно, что изначально завод «Дастан» создавали в Кыргызстане для производства медтехники и физических приборов. Но в 1960-е его перепрофилировали на выпуск электронной аппаратуры для торпед. В постсоветское время завод продолжил выпуск блоков управления для некоторых видов российского вооружения, которое производится на предприятиях «Ростеха». В 2020 году «Ростех» собирался наладить на «Дастане» выпуск броневиков ВПК «Урал».

О поставке аппаратов ИВЛ договаривались на самом высоком уровне. Со стороны России сделку согласовало Министерство промышленности и торговли, со стороны Кыргызстана – Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования. Правда, как именно шли переговоры и кто подписывал документы, узнать не удалось: в феврале 2021 комитет преобразовали в министерство со сменой руководства. Те, кто работал в правительстве летом 2020 года, отказываются говорить на эту тему.

Аппараты приехали в страну в июле и августе 2020 года – в самые тяжелые для Кыргызстана месяцы пандемии – но Минздрав отказался принимать их на баланс. Для того, чтобы аппараты поступили в больницы, за них нужно было заплатить 292 млн сомов (269 млн рублей).

Представители «Дастана» уверяют, что аппараты купили в рассрочку, без предоплаты, по среднерыночной на тот момент цене. Завод «не добавлял [к цене производителя] ни одной копейки», заявил в начале 2022 года новоназначенный министр цифрового развития Талантбек Иманов, который в то время был на заводе директором по развитию.

Возможно, из-за ажиотажного спроса летом 2020-го аппараты ИВЛ на мировом рынке действительно стоили дороже, но если бы Кыргызстан закупал технику сейчас, она обошлась бы бюджету на 100 млн дешевле.

Аппараты ИВЛ до сих пор лежат на складах

Еще в январе 2022 года замглава кабмина Эдиль Байсалов сообщил, что государство рассчитается за аппараты в течение двух недель, после чего они поступят в Минздрав. Но прошло четыре месяца, а вопрос так и не решен.

Руководство «Дастана» настаивает – в том, что больницы так и не получили аппараты ИВЛ, виновато руководство Минздрава: «бывший министр здравоохранения [Кыргызстана], зная об их наличии на складе ОАО “ТНК “Дастан””, под разными предлогами отказался от их оприходования и распределения среди лечебно-профилактических учреждений».

Минздрав же согласен принять аппараты только с условием их безвозмездной передачи.

Оказавшиеся ненужными аппараты завод пытался продать у себя на сайте, а затем – вернуть поставщику. Но в апреле 2021 года правительство Кыргызстана установило временный запрет на экспорт лекарств и медицинских изделий. В октябре запрет сняли, но выступавшая посредником в сделке «дочка» «Ростеха» – АО «Внешнеторговое объединение “Электронинторг”» – принимать товар назад отказалась. Вместо этого «Электронинторг» обратился в суд.

Безопасность российских ИВЛ

Аппараты ИВЛ «Авента-М» производства российского завода Уральского приборостроительного завода (УПЗ) имеют заключение о качестве и безопасности, выданное Департаментом лекарственного обеспечения и медицинской техники при Минздраве Кыргызстана. Но в самой России у них не очень хорошая репутация.

Предположительно именно аппараты «Авента-М» стали причиной пожаров в московской и петербургской больницах в мае 2020 года. В них погибло семь человек.

После происшествий в больницах Росздравнадзор приостановил эксплуатацию «Авента-М». Проверка обнаружила, что на производящем аппараты заводе нарушены производственные процессы, а сами ИВЛ не соответствуют технической документации. Суд оштрафовал УПЗ на 500 тысяч рублей за реализацию некачественных медизделий.

Но спустя несколько месяцев завод оспорил штраф и продолжил выпуск аппаратов, просто получив на них новое регистрационное удостоверение. Росздравнадзор отозвал свои претензии и разрешил эксплуатацию «Авента-М» на территории России.

Российские медики отмечают, что характеристики «Авенты-М» не соответствуют современным требованиям. Например, с их помощью невозможно проводить вентиляцию легких у новорожденных, пишет российское издание «Важные истории».

Три посредника между УПЗ и «Дастаном»

Поставкой аппаратов ИВЛ в Кыргызстан занималась цепочка посредников, все они связаны с «Ростехом».

Аппараты «Авента-М» производятся на Уральском приборостроительном заводе при АО «Концерн радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), который входит в корпорацию «Ростех». Но закупались они не напрямую у завода, а у компании ООО «Уралмед». Эта небольшая фирма была создана в 2019 году, ее учредителем до середины 2020 года была управляющая делами АО «КРЭТ» Дина Низамутдинова.

В июле 2020 другая дочка «Ростеха» – ООО «Национальный центр информатизации» (НЦИ) – купила у «Уралмеда» 100 аппаратов за 186,2 млн рублей. Сделку оформили как госзакупку у единственного поставщика, в обосновании написано: медтехнику приобрели «в целях обеспечения обязательств по доходному договору, заключенному АО “ВО “Электронинторг”» – компанией, которая, как мы уже знаем, тоже является «дочкой» «Ростеха».

НЦИ передал аппараты «Электронинторгу», который, в свою очередь, перепродал их заводу «Дастан», но уже по другой цене – 240 млн рублей. После этого аппараты ИВЛ поступили со склада завода прямиком на склады «Дастана».

Щелкните, чтобы увидеть схему крупнее

Но получить свой навар – минимум 54 млн рублей (если не учитывать, что цена «Уралмеда» в 1,8 млн рублей тоже была несколько завышена) – посреднику не удалось. «Дастан» за аппараты так и не расплатился.

В связи с этим в мае 2021 года «Уралмед» подал иск в Арбитражный суд Москвы на НЦИ. В иске указано, что при закупке аппаратов НЦИ уплатил аванс – половину стоимости товара. Оставшуюся сумму посредник должен был вернуть до конца 2020 года, но не вернул. Суд удовлетворил иск «Уралмеда»: НЦИ должен выплатить заводу 89 млн рублей.

Компания «Электронинторг» тоже обратилась в московский арбитраж с иском к заводу «Дастан». Этот иск был удовлетворен: завод должен выплатить посреднику 240 млн рублей долга за аппараты ИВЛ «Авента-М» и почти 40 млн рублей неустойки.

В мае 2022 года «Электронинторг» подала еще один иск к «Дастану» – по долгам и неустойкам за доставку остальных 200 аппаратов. Суд удовлетворил требования и обязал «Дастан» выплатить поставщику более 33,7 млн сомов.

В свою очередь, руководство «Дастана» тоже собирается подать иск. Но не к «Ростеху», а к Минздраву Кыргызстана.

Над текстом работали: Арууке Солтоной, Екатерина Резникова