На саммите ШОС, который проходит в Самарканде, подписано соглашение о сотрудничестве по проекту строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан на участке Кыргызстана. Об этом сообщили в пресс-службе президента.

Подписи под соглашением поставили министр транспорта и коммуникаций Кыргызстана Эркинбек Осоев, министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов и председатель Госкомитета по развитию и реформе КНР Хэ Лифэн, принявший участие в формате видеоконференции.

«Документ предусматривает совместное содействие успешному завершению технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан по участку на территории Кыргызстана по комбинированному варианту маршрута Торугарт — Арпа — Макмал — Джалал-Абад», — говорится в сообщении.

Проведением ТЭО займется Первый проектно-изыскательский институт Китайской железнодорожной корпорации. Срок завершения всех работ по ТЭО, включая время проведения оценки — не позднее 1 июня 2023 года.

Страны намерены заключить соглашение о финансировании ТЭО.

«Строительство этой железной дороги является важным проектом в сфере транспорта Кыргызстана […] Проект обеспечит повышение конкурентоспособности на международном рынке транзитных перевозок за счет сокращения расстояния и времени доставки грузов», — заявили в администрации президента.

В пресс-службе добавили, что новая железнодорожная дорога должна стать южным ответвлением континентального моста Евразии и открыть доступ на рынки Юго-Восточной, Западной Азии и стран Ближнего Востока.

Власти Кыргызстана ожидают, что реализация проекта окажет положительное влияние на развитие экономики страны и посодействует расширению оказываемых транспортных услуг населению.

Дорога, которая свяжет восток с западом

Переговоры о строительстве железной дороги из Китая через Кыргызстан в Узбекистан, Иран, Турцию и соединит с Европой, ведутся почти 20 лет.

Это дорога позволит Кыргызстану стать частью континентального моста, который свяжет практически всю Азию — от побережья Китая до Персидского залива.

Ожидается, что пропускная способность магистрали составит от 7 до 13 млн тонн грузов в год. Кыргызстан рассчитывает, что 80% из них придутся на транзит, 20% — на грузы непосредственно в Кыргызстан и из Кыргызстана. Ранее сообщалось, что Кыргызстан только на одном транзите товаров сможет зарабатывать до $200 млн ежегодно.

Стоимость проекта оценивается в примерно $5 млрд.

В мае Садыр Жапаров заявил, что строительство железной дороги начнется уже в 2023 году. В августе в Кыргызстан прибыли 80 специалистов проектного института Китая, которые занимаются разработкой ТЭО железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.