Международная правозащитная организация Human Rights Watch 7 ноября опубликовала доклад, в котором говорится, что силы безопасности Узбекистана неоправданно применили летальное оружие и гранаты во время массовых протестов в Каракалпакстане в июле 2022 года.

По данным организации, силовики во время протестов использовали стрелковое оружие и разные типы гранат, которые могут нанести тяжелые ранения и привести к смерти.

«Как минимум 21 человек погиб, в том числе четыре сотрудника правоохранительных органов, свыше 270 человек получили ранения. Узбекистан должен провести независимое расследование этих событий, включая и в отношении действий сил безопасности», — говорится в докладе.

Боевые патроны, автоматы и гранаты

Правозащитники заявили, что они установили факты, что у правоохранителей во время разгонов были автоматы Калашникова (АК) (разных моделей и серии), также есть следы стреляных гильз от нарезного оружия.

«Мы изучили видео, где в кадре протестующий с ранением, характер которого с высокой долей вероятности соответствует огнестрельному. Видео сидящего на земле мужчины c обильным кровотечением из правой голени было размещено 3 июля на российском портале Yaplakal.com», — говорится в тексте доклада.

На другом видео, сообщают в организации, снятом в спорткомплексе в столице Каракалпакстана Нукусе, были замечены силовики с автоматом Калашникова. Правозащитники также идентифицировали два фото с протестующим, который держит в руках гильзу от автомата АК-74.

Human Rights Watch также ссылается на корреспондента Gazeta.uz, который брал интервью у пострадавших в одной из нукусских больниц. Девять пострадавших, находившихся в той же больнице, заявили, что получили огнестрельные ранения.

Правозащитникам также удалось проанализировать 31 видео и 16 фото, на которых фигурируют в общей сложности 38 убитых, раненых или избитых во время протестов.

«На одном видео и четырех фотографиях видны потемнения кожи вокруг раны, что может указывать на ожоговое поражение, вызванное подрывом взрывчатого устройства», — отмечается в докладе.

В Human Rights Watch заявили, что они верифицировали два видео, на которых видно, что полученные во время протестов травмы «с высокой степенью вероятности можно отнести к категории взрывных», либо полученных при прямом попадании выстреливаемых *светошумовых гранат в протестующих.

*Правозащитники ссылаются на руководящие принципы по свободе мирных собраний, разработанные ОБСЕ. В них говорится, что «светошумовые гранаты способны разлетаться на части при подрыве, их использование несет риски взрывных травм», а также «использование таких средств недостаточно регламентировано или изучено, что ведет к широкому использованию или злоупотреблению».

Один случай правозащитники верифицировали по видео, снятому у гостиницы «Ташкент» в Нукусе. На кадрах показано, что сначала со стороны силовиков была видна вспышка и слышен звук выстрела. Секундой позже устройство сдетонировало прямо перед одним из протестующих в серо-голубой рубашке и темных шортах.

Уже на втором видео в кадре виден тот же мужчина в серо-голубой рубашке и шортах, который хромал, а на верхней части правого бедра у него была рана.

Второй случай, которое удалось верифицировать правозащитникам, согласно проанализированному видео, произошел в Канлыкуле в 65 км северо-западнее Нукуса. На кадрах показано, как силовики стреляли в сторону протестующих светошумовыми гранатами, одна из которых разорвалась у ног протестующего.

«За кадром слышно, как кто-то говорит: “Этому мужику [ягодицу] разорвало”», — говорится в докладе.

Через мессенджер Telegram правозащитники нашли другое видео, которое сняли в том же месте, но с другого ракурса, уже со спин силовиков. В кадре несколько человек окружили мужчину с тяжелым ранением ниже пояса. У него были обширные открытые повреждения правого бедра и ниже. Третье видео, которое нашли правозащитники, снятое в больнице, также говорит о тяжести ранений пострадавшего.

«В кадре мужчине в такой же одежде в больнице оперируют серьезную травму правой стороны нижней части тела», — сообщили они.

Human Rights Watch в докладе также привели слова журналистки Джоанна Лиллис, которая побывала в Нукусе спустя пару дней после протестов.

«Она побывала в городском морге, где, по ее словам, патологоанатомы предварительно установили, что причиной смерти 18 из погибших были “термические” или “механические” травмы, либо их сочетание», — приводят слова журналистки в докладе.

Старший специалист центра судебно-медицинской экспертизы в Нукусе Асель Калымова пояснила, что «термическими» травмами называют ожог, а «механическими» — удар твердым предметом.

«Механические травмы могут быть вызваны чем угодно: от куска металла до машины, причиной термических могут быть дымовые гранаты», — пояснила Калымова.

В Human Rights Watch также утверждают, что силовики во время разгона демонстрантов в Каракалпакстане использовали крупнокалиберные выстреливаемые гранаты 40-мм «безгильзовые» светошумовые гранаты российского производства и 40-мм дымовые гранаты болгарского производства «Арсенал» АД. Эти *гранаты, по словам правозащитников, мощнее стандартных 37-мм «нелетальных» слезоточивых гранат и имеют массу в несколько раз больше по сравнению со стандартными.

*В 2019 г. Amnesty International установила, что выстреливаемые слезоточивые и дымовые гранаты массой 220 – 250 г. в случае прямого попадания могут наносить тяжелые травмы и даже привести к смерти.

В докладе говорится, что причиной смерти одного из погибших в результате протестов стало попадание ему в грудь гранаты российского производства. Фотографии ранения погибшего правозащитники нашли в при помощи мессенджера Telegram.

Согласно докладу, организация верифицировала 55 видео протестов и проанализировала еще 31 видео и 30 фотографий погибших и раненых демонстрантов и примененных спецсредств и оружия, снятых участниками или очевидцами событий в Нукусе, а также прилегающих городах республики, выложенных в соцсетях в период с 1 июля по 1 августа.

«На основании независимого медицинского анализа визуальных материалов мы выявили семь эпизодов получения гражданами тяжелых, возможно, смертельных, повреждений мягких тканей, которые с высокой долей вероятности соответствуют характеру травм, вызванных взрывными устройствами», — говорится в документе правозащитников.

Human Rights Watch также призвали власти Узбекистана пересмотреть подходы к использованию силовиками определенных типов гранат при контроле массовых скоплений людей. Они также призвали руководство страны расследовать все заявления о пытках и недозволенном обращении с задержанными после протестов и привлечь виновных к ответственности.

Протесты в Каракалпакстане

Ситуация в Республике Каракалпакстан, входящую в состав Узбекистана, обострилась 1 июля 2022 года. Поводом для начала недовольства граждан стали предлагаемые поправки в Конституцию Узбекистана, согласно которой Каракалпакстан мог лишиться суверенитета.

Согласно действующему закону, Каракалпакстан – независимая республика, которая имеет право на выход из состава Узбекистана на основании внутреннего референдума. Однако в новой редакции слово «суверенная» не было, а право на выход из состава Узбекистана планировали «упразднить».

Митинги прошли в Нукусе — столице Каракалпакстана и других городах 1 и 2 июля. По данным СМИ, власти страны применили водометы и спецсредства для разгона митингующих. СМИ также сообщали о пострадавших.

В соцсетях публиковалось много фотографий и видео окровавленных и раненых людей. Издание «Азаттык» со ссылкой на местных жителей писало, что в результате столкновений могли погибнуть десятки человек.

2 июля президент Шавкат Мирзиеев вылетел в Нукус. Там перед депутатами Жокаргы Кенеса (парламента) Каракалпакстана он пообещал сохранить в Конституции норму о суверенитете республики.

Позже парламент Узбекистана исключил из проекта поправок в Конституцию статьи, касающиеся изменений в вопросе суверенитете Каракалпакстана.

Также Мирзиеев ввел режим чрезвычайного положения и комендантский час со 2 июля по 2 августа в Каракалпакстане. В пресс-службе Мирзиеева пояснили, что такие меры ввели для «обеспечения безопасности граждан, защиты их прав и свобод, восстановления законности и правопорядка».

В произошедших протестах 1 и 2 июля в Нукусе и других городах Мирзиеев обвинил «отдельные силы». Позже Власти Узбекистана заявили, что ситуация в Каракалпакстане «стабилизировалась и жизнь возвращается в нормальное русло».