Иллюстрация: Александра Титова для «Клоопа».
Этот партнерский материал создан совместно с ЮНИСЕФ.

Умываться по утрам теплой водой и пользоваться унитазом в теплом помещении — как-будто обычное дело в XXI веке, но для кыргызстанцев это привилегия, которая недоступна большинству жителей республики. Еще сильнее от таких лишений страдают дети, которые почти никак не могут повлиять на эти обстоятельства.

По данным Нацстаткома, в Кыргызстане больше половины детей до 17 лет растут в условиях многомерной бедности. В отличие от привычной денежной бедности, когда людям не хватает средств на базовые нужды вроде еды, «многомерная бедность» — более широкое понятие. Оно показывает, что, помимо денег, у людей нет доступа к качественным медицинским услугам, образованию, хорошей еде и адекватным жилищным условиям.

Для наглядности мы описали жизнь трех детей из разных регионов на основе статистики. Всех троих объединяет то, что они родились в многомерно бедных семьях и с самого рождения сталкиваются с разными лишениями. Давайте узнаем, как именно выглядит их детство.

Рождение и первые годы жизни

Актан живет в бишкекском жилмассиве. Он — первый ребенок в своей семье. Его родители несколько лет назад переехали в Бишкек в поисках лучшей жизни и, экономя на всем, смогли построить небольшой, но собственный дом.

Когда Актан родился, его семья испытывала финансовые трудности, поэтому до двух лет у мальчика не было ни детских книг, ни игрушек. Когда мальчику исполнилось шесть месяцев, его мама вышла на работу, чтобы помочь отцу прокормить семью. За Актаном присматривала бабушка, но внимания взрослых ему не хватало.

Согласно статистике, 85% детей до двух лет не имеют дома ни развивающих книг, ни игрушек, а взрослые уделяют им недостаточно внимания.

Малике, которая родилась в Нарыне, с этим повезло чуть больше. У нее с раннего детства были игрушки, доставшиеся ей от старших сестер. Но ее родители также много работали и не проводили достаточно времени со своей дочерью.

У Мирлана, родившегося в Баткене, немного другие проблемы. У его родителей не было возможности развивать своего ребенка с раннего возраста — ведь в их доме не было воды: ни искупать Мирлана, ни постирать ему одежду, ни еду приготовить. Отец семейства раз в несколько дней ездил за водой аж в соседнее село. 

Каждый третий ребенок в стране не имеет доступа к достаточному количеству чистой питьевой воды. Ситуация в селах хуже, нежели в городах. 

Все трое наших героев достигли трехлетнего возраста, сделали свои первые шаги и начали говорить. Пора бы им уже идти в детский сад, но подобных дошкольных учреждений сильно не хватает по всей стране. Даже Актан, житель многомиллионной столицы, будет сидеть дома с бабушкой, потому что детского сада в его жилмассиве нет. Только Малика будет посещать сад, где сможет учиться и социализироваться.

76% детей в возрасте от трех до пяти лет не ходят в детские сады.    

Малика обожает ходить в детский сад. Там воспитательницы научили ее, что нужно каждое утро чистить зубы. Делать ей это приходится на улице — ванной комнаты в ее доме нет, как и горячей воды. По утрам в Нарыне бывает очень холодно. В итоге девочка заболела. 

Малика может умываться только во дворе своего дома. Иллюстрация: Александра Титова

Трехлетний Мирлан из Баткена с наступлением холодов тоже начал часто чихать и кашлять. У него дома еду готовят на открытом печном огне, дом топят тоже с его помощью. Топить печь приходится кизяком и мусором — денег на качественное топливо у семьи Мирлана просто нет. У печи есть дымоход, но часть дыма все равно проникает в дом. Это плохо влияет на здоровье всей семьи, а особенно детей, которые постоянно болеют.

Только 9% детей живут в домах с центральным отоплением, которое считается безопасным. Дома оставшихся 90% детей отапливаются различными печками, кроме того, качество используемого топлива оставляет желать лучшего.  

Дети в Кыргызстане часто страдают от инфекционных заболеваний, но холод и плохой воздух — не единственные их причины. Далеко не у всех детей есть возможность несколько раз в день мыть руки с мылом.

Мирлан как примерный мальчик старается мыть руки с мылом хотя бы перед едой, но кувшин с водой не всегда бывает наполнен, а он еще слишком мал, чтобы самостоятельно его наполнять. Нехватка воды — большая проблема не только в Баткенской области, но и по всему Кыргызстану. Каждый третий ребенок не имеет места, где можно помыть руки с мылом над раковиной. 

Мирлан с детства любит воду, но она ему почти недоступна. Иллюстрация: Александра Титова

На фоне подобных проблем детей из регионов жизнь Актана в Бишкеке с раковиной внутри дома кажется почти сказкой, но в одном он точно понимает Малику и Мирлана. Это выгребная яма во дворе в качестве туалета. Самое страшное место в мире для маленького ребенка — туда можно упасть и не выбраться.

Большинство детей не имеют доступа к туалету с канализацией. В Кыргызстане дети вынуждены ходить в выгребные ямы во дворе.

Взрослые заботы на детских плечах

Все наши герои уже пошли в школу. Только для Малики это событие оказалось не таким радостным — ее родители уехали на заработки в Россию. На первую школьную линейку девочку собирала 15-летняя сестра, которая теперь фактически стала ее новой мамой.

Около 9% детей живут не со своими родителями, так как те находятся в трудовой миграции. Этот процент растет с возрастом — часто родители ждут, пока их ребенку не исполнится хотя бы пять лет.

С тех пор Малика росла не по дням, а по часам. Ее тетя, которая должна была заниматься воспитанием девочки, почти не делала этого и сильно загружала племянницу домашними делами. Выпас скота, уборка в доме, готовка — все легло на плечи семилетней Малики. Несмотря на это, она почти не пропускала занятия — ей очень нравится учиться и она хочет в будущем поступить в хороший вуз.

Малика часто разговаривает с мамой по WhatsApp — она очень по ней скучает. У школьной подруги Малики родители тоже уехали работать, но у той дома даже нет интернета, чтобы поддерживать с ними связь.

Больше 26% детей живут в домах без доступа к интернету.  

Дом Мирлана тоже не подключен к интернету, но времени на тикток и инстаграм у него все равно нет. Мальчик уже с третьего класса начал часто пропускать школу, чтобы помогать своим родителям в поле. Его семья — фермеры, а значит весна и осень становятся для Мирлана порой нескончаемых полевых работ. Позже его оставили на второй год в школе из-за низких оценок и частых пропусков.

Иллюстрация: Александра Титова

Актан из Бишкека тоже нередко пропускает уроки, но по другой причине. Ему хоть и немного лет, но остальные дети в семье еще младше. Актану как старшему брату приходится присматривать за двумя младшими сестрами и отвечать за все их проказы. Мальчик не жалуется, но его отец порой может его обидно обозвать, накричать или ударить. Сестер воспитывают так же.

75% всех детей подвергаются неадекватным наказаниям, такими как обзывательства, крик, удары по попе. Чем старше дети, тем строже виды наказаний.

Вот в таких вот условиях выросли наши герои. 

Что не так с таким детством? 

Cпециалистка ЮНИСЕФ по социальной политике Гульсана Турусбекова говорит, что с таким детством дети не могут развить свой потенциал. 

«Последствия воздействия бедности в раннем возрасте ребёнка, то есть от 0 до 8 лет, губительны и часто необратимы. Они касаются и физического роста и развития ребёнка: когнитивного, эмоционального, психо-социального. В таких условиях дети чаще рождаются с низким весом, часто болеют, хуже учатся, дольше адаптируются к изменениям», — объясняет она. 

У проблемы есть и юридическая сторона, добавляет Турусбекова: государство в достаточной мере не занимается правами детей. Например, государственные органы должны обеспечить всех детей доступом к чистой питьевой воде, инвестируя в местную инфраструктуру. По ее словам, дети должны жить в безопасных условиях, что подразумевает чистый воздух как внутри дома, так и снаружи. В противном случае, говорит специалистка, загрязненный воздух будет напрямую влиять на заболеваемость сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей. 

«Прежде всего, дети — не только наше будущее, они наше настоящее. Всё надо делать вовремя: вовремя вакцинировать, приучать мыть ручки перед едой и после туалета, правильно и своевременно кормить, играть с детьми, читать им и так далее, – объясняет Гульсана Турусбекова. – Ни один ребенок не должен быть лишен возможности реализовать свой потенциал по причине недостатка небольшого количества денег в его семье. Дети не могут ждать, у них нет второго шанса в жизни».   

Ключевые рекомендации для улучшения положения детей в Кыргызстане:

  • Каждый ребёнок должен быть зарегистрирован, то есть иметь свидетельство о рождении и ИНН;
  • Здравоохранение должно быть универсальным и качественным для всех детей;
  • Все дети должны быть охвачены услугами и/или программами развития детей в раннем возрасте или дошкольным образованием. Также все дети должны учиться в школе. Школа должна давать качественное образование и навыки, необходимые в 21-м веке;
  • Детям и семьям в бедности и лишениях должна быть оказана социальная защита. В случае материальной бедности дети должны получать пособие;
  • Отдельные группы детей с инвалидностью должны получать категориальное пособие. Размеры этих пособий были неоднократно повышены в последние годы, но пока не все нуждающиеся дети ими охвачены;
  • Также система социальной защиты должна предоставлять уязвимым детям социальные услуги с сохранением семейного окружения и в том месте, где они проживают. Например, девочке или мальчику с инвалидностью нужно расти и развиваться в своей семье и в привычном окружении, и она или он должны иметь возможность ходить в дневной центр для занятий, реабилитации, общения и социализации.
Текст: Айдай Эркебаева
Редактура: Дмитрий Мотинов