В Правовой клинике «Адилет» сделали обширный анализ поправок в закон об НКО, которые инициировали администрация президента и группа депутатов парламента.

Анализ юристов показал, что целый ряд положений законопроектов «грубым образом нарушает требования законодательной техники, установленные законодательством».

Сейчас существуют два законопроекта, которые «вводят жёсткие ограничения права каждого на свободу объединения».

В прошлом году администрация президента инициировала проект закона «О некоммерческих неправительственных организациях», а недавно 33 депутата вынесли на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в закон «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс.

Что вызывает опасение?

По мнению юристов «Адилет», поправки вводят «жесткое правовое регулирование» в отношении реализации права человека на свободу объединения, защищаемых международно-правовыми документами и Конституцией республики.

Они считают, что законопроект, который инициировала администрация президента, также содержит чрезвычайно высокую степень рисков абсолютной ликвидации правозащитного сектора Кыргызстана в краткосрочной перспективе.

«Важнейшие демократические институты, включая свободу выражения мнений, свободу объединения и свободу мирных собраний, участие в управлении государством и общественный контроль, станут со временем недоступными на территории Кыргызстана», — говорят в «Адилет».

По мнению юристов, поправки дают властям фактически неограниченные возможности по вмешательству в деятельность НКО, включая филиалы и представительства иностранных НКО, посредством внедрения обширных механизмов подотчетности и контроля, включая право на запрет финансирования определенных получателей по неясным основаниям.

«Имеет место прямая и косвенная дискриминация указанных форм объединений», — отмечают они.

В «Адилет» считают, что основная цель законопроекта, который инициировали депутаты — это внедрение статуса некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представителя. К таким НКО, как считают юристы, будут устанавливать новые требования об отчетности и будут контролировать эти объединения.

Вызывает обеспокоенность у юристов также определение понятия статус «участия в политической деятельности». Занимающимся такой деятельностью организациям и будут присваивать статус выполняющего функции иностранного представителя.

«Предлагаемые формулировки являются чрезвычайно расплывчатыми и неточными, ввиду чего, содержат высокую степень рисков произвольного их применения на практике, что представляет собой недопустимые отступления от гарантий свободы объединения», — обращают внимание юристы.

Кроме того, в «Адилет» раскритиковали норму законопроекта, инициированного депутатами, который предусматривает установить жесткую уголовную ответственность за создание или руководство объединения или НКО, либо структурного подразделения иностранного НКО, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. За это может грозить штраф от 50 тысяч до 100 тысяч сомов.

Участие в деятельности таких объединений, а равно пропаганда деяний таких организаций также повлекут уголовную ответственность в виде штрафа в размере от 100 тысяч до 200 тысяч сомов либо лишения свободы на срок до десяти лет.

«Указанные положения законопроекта, устанавливающие уголовную ответственность, грубым образом нарушают требования международных и конституционных стандартов относительно пределов допустимого ограничения прав человека, в том числе, ввиду неясности необходимости принятия подобных мер в демократическом обществе, а также их явной несоразмерности», — отмечают юристы. 

На заседании парламента депутат Дастан Бекешев заявлял, что законопроект, который инициировали его коллеги «уничтожит весь сектор НКО» и приведет к безработице. Парламентарии обратился к инициаторам с призывом «ещё раз подумать об отрицательных последствиях этого законопроекта».

Читать еще: Законопроект «об иноагентах». Юристы считают, что поправки в закон нарушают права человека