«У нас за 30 лет нет ни национальной, ни государственной идеологии, ни молодежной организации. Этот вакуум заняли НПО, финансируемые Западом, религиозные секты и дааватчы. […] Очень много проблем по воспитанию молодежи. Вот я инициировала законопроект об организациях, финансируемых Западом, и меня начали поливать грязью», — заявляет депутатка Жогорку Кенеша (ЖК) Надира Нарматова.
Она — противница кыргызских неправительственных и некоммерческих организаций (НПО и НКО) и ругает тех, кто «продался западным деньгам». С ноября 2022 года она активно продвигает так называемые поправки «об иноагентах» в закон об НКО.
Однако Нарматова, как и многие депутаты парламента, не против «дружить» со странами Запада и перенимать их опыт. Об этом говорят официальные списки депутатских групп дружбы – специальных объединений, которые должны налаживать отношения с другими странами. Членство в них учитывается и при формировании делегаций в заграничные поездки.
Журналисты «Клоопа» проанализировали эти группы и изучили, в какие из них входят главные «депутаты-антизападники», как это связано с давлением на НКО, и с кем в целом хотят строить международные отношения нардепы седьмого созыва.
«Прозападным» НКО — нет, дружбе с США — да
Депутат Жусупбек Коргонбай уулу считает, что Кыргызстан подвержен влиянию «Запада», который через некоммерческие организации «пытается разрушить наши веками сформированные ценности и обычаи» и призывает закрывать «иноагентов».
Его коллега, Алишер Козуев, тоже против влияния западных стран, из-за которых кыргызские «обычаи и традиции могут забыться».
А главная инициаторка поправок в закон об НКО Надира Нарматова объясняет необходимость присвоения им статуса «иноагентов» тем, что «НКО, финансируемые из-за границы, не дают нам покоя, они сами хотят попасть во власть», и что НКО якобы вмешиваются в политическую жизнь государства.
За закрытие «прозападных» НКО выступает и депутат Шайлообек Атазов. По его мнению, среди них есть организации, которые оказывают отрицательное влияние на молодежь и стабильность страны. «Нужно поставить точку на них. Сейчас они распространяют прозападную политику и переворачивают психологию молодежи. Поэтому нужно скорее принять законопроект по проверке НКО», — считает он.
Все перечисленные входят в список инициаторов* поправок в закон об НКО, которые регламентируют введение в Кыргызстане аналога российских «иностранных агентов», вмешательство государства в деятельность НКО и установление фактически невыполнимых требований к некоммерческим организациям.
* Изначально среди инициаторов поправок было 33 депутата. Однако список постоянно меняется. На момент выпуска материала шесть депутатов вошли в список инициаторов, опубликованный на сайте ЖК, и тринадцать вышли.
Как бы ни было странно, и Коргонбай уулу, и Козуев, и Атазов и сама Нарматова не против «дружить» с тем самым «Западом». Они состоят в депутатских группах дружбы, которые помогают им налаживать связь с зарубежными парламентами, а также торговые, культурные и общественные взаимоотношения с иностранными государствами.
Например, Надира Нарматова входит в группы дружбы с Францией, Испанией, Португалией и Италией, Швейцарией и Ватиканом. Шайлообек Атазов – с США, Канадой и Скандинавскими странами.
Другие противники Запада и иностранного финансирования не прочь дружить с США.
При этом выбор у кыргызских парламентариев велик – в Жогорку Кенеше есть аж 33 группы дружбы, в которые депутаты, согласно регламенту ЖК и специальному положению, вступают добровольно по письменному заявлению. Каждый из них может вступить не более чем в пять из них.
Депутатка Эльвира Сурабалдиева рассказала «Клоопу», что нардепы могут в любой момент вступать в группы дружбы или выходить из них (это подтвердили и в пресс-службе парламента). «Все это они делают, исходя из своих интересов», — сказала она.
Однако в телефонном разговоре с журналисткой «Клоопа» Надира Нарматова заявила, что не состоит ни в одной группе дружбы и лично заявление на присоединение к ним не подавала.
Группа дружбы с Соединенными Штатами Америки и Канадой сейчас самая популярная среди кыргызских депутатов. На втором месте — группа дружбы с Россией, а на третьем — со странами Ближнего Востока, такими как Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Катар и Кувейт.
При этом ни один депутат не хочет «дружить» со странами Южной Америки, Пакистаном и Афганистаном — в группах дружбы с ними никого нет.
Интересно, что в предыдущем созыве парламента ситуация была другой – самым многочисленным объединением, по информации СМИ, была группа дружбы с Россией, в которую входил практически каждый второй депутат. На втором месте по численности была группа дружбы с США и Канадой, а на третьем — с Китаем.
Инициаторы засомневались в собственных поправках?
С момента регистрации нового «иноагентского» законопроекта 19 мая, список инициаторов поправок постоянно менялся. На момент публикации материала из него выбыли уже тринадцать депутатов.
Один из них – Шайырбек Ташиев, брат главы ГКНБ. Его представитель рассказал «Клоопу», что депутат подписал законопроект не читая. А когда, наконец, изучил его, решил отозвать свою подпись.
Депутатка Лейла Лурова и вовсе заявила, что ее фамилия в список инициаторов законопроекта попала по ошибке аппарата ЖК. «Если бы я туда вошла и потом вышла, я бы об этом официально заявила. У меня есть свое мнение по этому поводу, но инициатором я не выступала», — утверждала она в разговоре с «Клоопом».
По словам Луровой, она входит в группы дружбы с США и Канадой, а также со Швейцарией, Италией и Ватиканом, а в прошлом году в составе кыргызской делегации посещала Европарламент. «Я являюсь руководителем делегации Европарламент — Жогорку Кенеш. Ну где логика [в том, чтобы подписывать этот законопроект]?» — задавалась она вопросом. Но позже все же призналась, что поставила свою подпись под поправками в закон, не изучив документ полностью.
А Шайлообек Атазов все еще входит в список инициаторов, хотя еще 21 июня сообщил об отзыве своей подписи под поправками.
«Мы не должны навредить нашей национальной безопасности и независимости государства, и в то же время мы не должны мешать принимать Кыргызстану помощь со стороны. Нельзя мешать поступлению грантов для спорта, здравоохранения, мечетей», – объяснил он свое решение.
Их коллега Дастан Бекешев считает «двуличием» то, как депутаты поливают грязью западные страны, но при этом хотят с ними дружить.
«У нас такого много – люди очень любят учить морали, когда сами морально-этические нормы не соблюдают. У нас ненавидят Запад, но айфонами пользуются, – рассуждает он. – Одни говорят, что надо в религию уклоняться, но голосуют за казино, голосуют за госмонополию производства этилового спирта, хотя в религии [производство алкоголя] запрещено. Они как-то примиряются с совестью – я не знаю как».
Чем грозят поправки в закон об НКО Кыргызстану и при чем тут Россия?
Надира Нарматова вынесла первую версию поправок к закону об НКО, устанавливающих понятие «некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представителя», на общественное обсуждение еще в ноябре 2022 года. Тогда она инициировала документ единолично. Через полгода к ней присоединились еще 32 депутата.
Обе версии поправок, вводя по сути понятие «иноагента», накладывают множество дополнительных требований для НКО, которые, по мнению авторов, «участвуют в политической деятельности».
При этом юристы считают, что определение «политической деятельности» – «чрезвычайно расплывчатое и неточное», и на практике его можно будет применять как угодно.
Закон «об иноагентах» с подобными формулировками действует в России с 2012 года. Тогда эта инициатива позволила российскому Минюсту присваивать статус «иноагента» НКО, которые получали финансирование из-за рубежа и занимались «политической деятельностью». В 2022 году закон ужесточили, и теперь «иностранными агентами» могут стать любые люди, получающие поддержку из-за рубежа или находящихся «под иностранным влиянием в иных формах».
Издание Factcheck.kg в 2022 году выявило, что 90% поправок Нарматовой в закон об НКО – плагиат с аналогичного российского документа.
«Шесть из 17 поправок были скопированы до каждой запятой, то есть [они] 100% плагиат. […] Во всех остальных [поправках] процент плагиата составил 72-100%», — говорится в исследовании издания.
Несмотря на то, что авторы российских законов заявляли, что их приняли исключительно «в информационных целях», на практике видно, что закон репрессивный – в первую очередь, по отношению к СМИ.
По данным российского правозащитного проекта ОВД-Инфо и Центра защиты прав СМИ, в этой стране к июню 2023 года «иностранными агентами» признали более 630 организаций и физических лиц, две трети из которых получили этот статус с 2021 года.
Больше всего в этом списке «иноагентов» СМИ и журналистов: 65 организаций и 142 журналиста. Далее идут политики, правозащитники и образовательные инициативы. В перечень попали ещё и организации, которые помогают мигрантам, защищают права женщин, артисты и даже благотворительные НКО.
Один из множества абсурдных примеров применения этого закона – против общественной организации из Саратова, помогавшей людям с сахарным диабетом. Она оказывала им информационную поддержку, проводила для них образовательные мероприятия и помогала получить инсулин и другие необходимые лекарства. Организация закрылась в 2018 году из-за судебных тяжб, связанных с «иноагентским» статусом.
Один из экспертов в своем заключении о признании организации «иностранным агентом» упомянул, что она «формирует предпосылки к дискредитации органов власти» и «передает зарубежным партнерам информацию о так называемых болевых точках региона».
В итоге, с момента принятия закона, в России закрылось или было ликвидировано каждое пятое НКО, получившее статус «иноагента».
Теперь российские депутаты не стесняются поддерживать принятие аналогичных норм и в Кыргызстане. Например, председатель Госдумы Вячеслав Володин посоветовал торага Жогорку Кенеша Нурланбеку Шакиеву перенять опыт «эффективных законов».
«Сейчас в разных странах мира иностранные НКО, финансируемые Западом, пытаются размыть суверенитет и государственность, а опыт России в данном вопросе может быть полезен Кыргызстану», — цитирует его сайт Госдумы.
Если власти примут поправки в закон об НКО, то полномочия госорганов расширятся до небывалых размеров. Они смогут приостанавливать деятельность организаций, запрещать пользоваться банковскими вкладами и даже отправлять своих представителей на планерки или внутренние мероприятия. Все это будет сопровождаться бесчисленными проверками от налоговой или прокуратуры.
Кроме того, НКО обяжут регулярно предоставлять отчет о персональном составе руководства, документы о целях денежных затрат и использования имущества, а также дорогостоящее аудиторское заключение. Госорганы также смогут запретить организации отправлять деньги кому-либо.
При этом НКО в Кыргызстане в дополнение к обычным и так сдают детальные отчеты в налоговую службу, Соцфонд и другие ведомства – в том числе об источниках финансирования и своих расходах.
Поправки в закон об НКО показывают, что кыргызские парламентарии все же чаще опираются на опыт России, несмотря на то, что анализ групп дружбы показал, что в целом они поддерживают нарратив президента Садыра Жапарова о многовекторной внешней политике.