Замглавы МИД Казахстана Алмас Айдаров выразил обеспокоенность республики возможными вторичными санкциями. Как передает «Азаттык», об этом он сказал 20 июня на брифинге о привлечении иностранных инвестиций.

«Кыргызстан прозвучал в нескольких отчетах и прогнозах с американской стороны. Для нас очень важно, чтобы Казахстан вообще не попадал в риски рассмотрения вторичных санкций. Прямые санкции в отношении России были приняты. Сейчас пакеты санкций будут распространяться на вторичные страны, на соседние страны с Россией», — сказал Айдаров.

По словам замминистра, до санкций против России ежегодные обороты торговли между двумя странами составляли $25 млрд. Айдаров считает, что приграничные районы понесут большие потери, если традиционная торговля попадет под вторичные санкции.

Также чиновник рассказал, что сейчас все усилия казахстанских властей направлены на предотвращение санкций и открытость перед американскими и европейскими партнерами.

«Мы абсолютно прозрачно раскрываем все сделки. Наоборот, говорим: если вы видите, что наши компании могут нарушить, скажите нам. Мы будем реагировать в первую очередь, это наш интерес», — подчеркнул Айдаров.

Вдобавок он отметил, что «нет единых правил применения санкций и каждая страна применяет санкции по-своему», и в этом сложность для Казахстана.

О том, что компании из Кыргызстана и Казахстана поставляют западную технику российским фирмам, связанным с войной в Украине ранее рассказывали журналисты «Азаттыка».

Вечером 20 июля 2023 года Минфин США ввел санкции против четырех кыргызских компаний, причастных, по мнению Вашингтона, к поставкам санкционных товаров в Россию. Среди них: RM Design and Development, «ГТМЕ Технологии», «Прогресс лидер» и «Карголайн». Все четыре компании были созданы уже после российского вторжения в Украину.

По данным ведомства, с начала полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года компании, расположенные в Кыргызстане, часто экспортировали в Россию контролируемые электронные компоненты и другие технологии, в том числе товары двойного назначения для предприятий российского оборонного сектора.

До утверждения санкций глава Кабмина Акылбек Жапаров заявлял, что Кыргызстан будет принимать меры, чтобы не попасть под санкции. 

В ГКНБ же отмечали, что «ни само кыргызское государство, ни какие-либо государственные структуры и компании» не нарушали режим соблюдения введенных США и западными странами санкций против России. 

Спецслужба сообщила о начатом по этому вопросу расследовании, «направленное на установление и прекращение деятельности, возможно, причастных к этому частных компаний и фирм».