Ныне главный редактор интернет-версии газеты «Вечерний Бишкек», Дина Маслова работала в секретариате президента Курманбека Бакиева в дни, когда в Кыргызстане случился переворот 2010 года. Маслова оказалась застигнута врасплох в здании Дома правительства, когда вокруг него разгорелась смертельная битва между митингующей оппозицией и госохраной.

Kloop.kg продолжает публиковать интервью с людьми, которые стали свидетелями важных исторических событий. В прошлый раз мы выпустили рассказ человека, который стрелял по Белому дому из угнанного БТРа, сегодня мы публикуем воспоминания противоположной стороны.

Дина Маслова рассказала журналисту Kloop.kg, как она пережила 7 апреля 2010 года.

Её рассказ приводится дословно, но с некоторыми сокращениями:

«Я помню, когда я утром пришла на работу, я поинтересовалась у руководства, собирается ли как-нибудь пресс-служба реагировать на происходящее в Таласе [где 6 апреля митингующие сторонники оппозиции захватили здание областной администрации — здесь и далее прим. ред.].

Мне ответили, что там идут какие-то совещания, в общем неизвестно. Потом меня попросили следить. В восточном зале Дома правительства был ряд пресс-конференций, как раз по событиям в Таласе выступали — минздрав выступал, еще кто-то выступал, [премьер-министр Данияр] Усенов выступал.

Я все время находилась в зале заседаний, мне было очень сложно следить, что на самом деле происходит.

Журналист Дина Маслова работала на госслужбе в 2009-2010 гг.
Журналист Дина Маслова работала на госслужбе в 2009-2010 гг.
Я слушала все пресс-конференции, потом Усенов уехал в парламент, и он обещал потом приехать на пресс-конференцию и рассказать, что было в ЖК [Жогорку Кенеш, название парламента на кыргызском]

Я не обедала, как правило, поэтому я просидела все время в ожидании пресс-конференции Данияра Усенова.

К назначенному времени его не было, я вышла искать его, помощников, советников. В зале находились журналисты — понятно, что надо было освещать событие, по сути все ждали пресс-конференцию премьера.

С журналистами он не встретился, потому что он пошел на совещание на седьмой этаж [где расположен кабинет президента страны].

Надо полагать, что он там был с президентом или еще с кем-нибудь — пришлось сказать журналистам, что часа полтора они прождали зря.

Стрельба вокруг Белого дома

Мне еще до этого сказали, что с «Форума» [здание штаб-квартиры тогда оппозиционной Социал-демократической партии] сюда идет 5 тысяч человек. Я вообще не понимала, о чем идет базар, потому что я интенсивно работала над несколькими проектами по финансовой грамотности, это было моё основное направление работы.

Я была загружена этим и не участвовала на многих совещаниях, где возможно что-то обсуждали связанное с Таласом.

Учитывая, что из руководства никого рядом не было, я не могла даже спросить, что происходит, кто реагирует, и что делать дальше.

У меня был первый шок, когда я вышла из восточного зала, и вот по этой территории, где лифт, где вход основной — там ходят люди в камуфляже с этими пластиковыми щитами.

В день госпереворота в Бишкеке погибло 86 человек
В день госпереворота в Бишкеке погибло 86 человек
У нас в 12 часов обед, и сотрудники собирались в нашу столовку обедать, вообще спокойно было. А кто-то там из моего секретариата просто поехали на обед, кто куда, но уже назад возвращаться не стали.

Потом они сами рассказывали, что они пошли обедать, потом увидели кучу народа [возле Белого дома] и уже возвращаться в здание не стали.

Я пошла работать в свой кабинет, но когда уже начали стрелять, я поняла, что дело зашло совсем далеко. Вообще, у меня было ощущение, что я как в фильме наблюдаю за происходящим.

Побег под живым щитом

У меня была стажерка тогда, она говорит: что делать? Я ей говорю: пошли в мой кабинет, там посмотрим, что делать.

Мы вернулись в кабинет, с нами был Замир Ибраев, сейчас он в [информационном агентстве] «Киртаге» работает, а тогда он работал, по-моему, в «Кабаре» [государственное информагентство].

Я была в полном замешательстве, я не понимала, что происходит, у меня был кабинет 503, он был с восточной стороны и ближе к парку Панфилова, и плохо было видно, что творится на площади, это было самое крайнее окно.

Было видно, что просто темная площадь и очень много людей.

Я поняла, что нужно уходить из Белого дома, когда по окнам начали стрелять. Я собрала вещи, и в коридорах на самом деле почти никого не было, остались единицы людей.

Мы спустились, и как раз живым щитом с западной части, где обычно заходят на территорию Белого дома, стояли люди в военной форме.

Добровольцы разбирают покореженный забор Дома правительства на следующий день после переворота
Добровольцы разбирают покореженный забор Дома правительства на следующий день после переворота
Вышли я, вот эта девочка и Замир.

Замир побежал на площадь, я тоже хотела рвануть туда, но я была нагружена, во всех руках были папки. А так все бумаги остались.

Люди в форме стояли живым щитом, и сотрудники могли выйти с территории, пахло какой-то гарью, и мы вот с этой стажёркой повернули в обратную сторону, в сторону парка Панфилова, у нее жили недалеко какие-то знакомые.

Потом, когда мы уже пришли туда, я начала следить за тем, что происходит. Состояние, наверное, было шоковое, потому что объективно я была в неведении, что что-то может случиться.

Я была не вхожа в тот в круг, где о таких вещах говорили, и объективно я не знаю, знало ли высшее руководство, что что-то готовится. Учитывая, что я не смотрю телевизор, я не знала, что на самом деле произошло в Таласе.

Для меня было шоком, когда я увидела по Первому каналу картинки, выложенные в интернет с [министром внутренних дел Молдомусой] Конгантиевым избитым.

Это было уже на следующий день. Меня вечером забрал отец к себе домой или к маме отвез — не помню. Но потом до 10 утра сидела в «Дизеле» и смотрела, что вообще происходит».

Справка от Kloop.kg:

На следующий день после кровавых событий в Бишкеке, Дина Маслова выполнила последнее задание в качестве сотрудника секретариата президента Бакиева.

8 апреля 2010 года именно она разослала журналистам по электронной почте «официальное заявление президента Кыргызской Республики в связи с событиями, происходящими в стране».

После этого Маслова, как и многие другие госслужащие, работавшие непосредственно с кем-то из семьи Бакиевых, исчезла на некоторое время из общественной жизни Кыргызстана, но вскоре вернулась в свет, и во многом благодаря ей интернет-версия «Вечернего Бишкека» пережила самые серьёзные реформы за всю свою историю.

Некоторые предложения в оригинальном интервью были сказаны Масловой в ином порядке, но редакция Kloop.kg, переставляя их местами, постаралась не исказить смысл истории.

Все фотографии, кроме портрета Дины Масловой, сделаны пользователем «Википедии» Brokev03 и публикуются согласно правилам лицензии «Криэйтив Коммонз»

9 КОММЕНТАРИИ

  1. Ребят, очень интересно получилось, но, вот интересная деталь — то вы произошедшее называете «революцией», то «госпереворотом». Так какова же позиция редакции по отношению к описываемому историческому событию?

  2. Сразу видно что человек случайный в госслужбе, так как элементарно все «неврубалось базар». основная функция секретариатов это проведении анализа положения в стране и за рубежом, прогноза, мониторинга и выработки предложений для Президента, точее оказание ему политических консультаций по проблемам экономики, социального развития, государства и права, гражданского общества, образования, науки, культур. Странно что журналист(не экономический обозреватель) работала в экономическойм -соц сфере в экспертно-аналитический отделе и ничего не врубалось что происходит в стране. Пока такие люди в не своем месте у нас бАрдак по «БАЗАРУ»

  3. Любой госслужащий при поступлении на службу на критические объекты(Белый дом и аппарат Президента входит в этот список) обязан ознакомиться, что необходимо делать в форс-мажорных ситуациях например в военных конфликтах, природных катаклизмах,терактах и т.д. где указаны даже какие документы должны быть сохранены и как, как нужно вести себя в толпе. Диночка наверно невнимательная их читала, что демонтрирует Вашу халатность.

  4. Замир, честно говоря залпа не помню. Может, не обратила даже внимания. Лейла, у девочки стажерки имя Азиза, он после замужества в журналистике не работала и живет за границей сейчас.

  5. Спасибо за комментарии. Но у меня были другие обязанности де-факто, хотя де-юре я на самом деле числилась на госслужбе. Считаю, что на самом деле непозволительно делать так. Назначать сначала людей, а на следующий день приглашать на собеседование и ставить перед фактом: «Вы, оказывается, руководитель группы», но будете заниматься по факту тем, о чем договаривались с шефом». Впрочем, сейчас мало что изменилось. Так что можно только удивляться, как государство с такой системой госуправления еще существует.

  6. Отвратительно под вас создали должность! Вот так и пожирают налоги налогоплательщиков.Обидно, что мы живем в такой стране, где личные связи превыше всего, а профессионализм на последнем месте

  7. juzi, не говорите. тупая должность. заставляют заниматься всем подряд и конкретно не очерчивают, чем надо. и так везде и до сих пор.

комментарии закрыты.