Редакция Kloop.kg составила список лучших фильмов 2014 года, и он получился разнообразным: от «оскаровских» лауреатов до арт-хауса и блокбастеров.
Мы постарались сделать этот топ предельно объективным, так как среди всех итоговых списков года (музыкальные альбомы, песни, сериалы и игры) именно фильмы, скорее всего, наиболее важны для читателей. Так что мы учли голоса и мнения не только экспертов нашей редакции, но и попросили нам помочь в этом людей, причастных к кыргызскому кинематографу, проанализировали международные топы влиятельных изданий и составили не только собирательный, но и подходящий кыргызским реалиям список.
Как мы составляли список:
Нам помогли и прислали свои списки кинокритик Гульбара Толоумшова, шеф-редактор журнала «Бишкекчанка» Алима Токмергенова, студентка факультета сценарного искусства в Московской школе кино Гульжан Токтогулова, режиссёр Марат Алыкулов, кинолюбители Айдай Орозбаева и Анна Лупина и бывший кинокритик Limon.kg Максат Доолетов. Также учитывались топ-10 редакторов Kloop.kg Азамата Омуралиева и Улугбека Акишева. Помимо этого в итоговом списке учтен список Антона Долина, кинокритика «Афиши-Воздух», «Вестей FM» и «Ведомостей».
Из списков зарубежных изданий учитывались топы агрегаторов любительских (IMDB, «Кинопоиск») и профессиональных (Metacritic) оценок. Также учитывались редакционные списки изданий Sight&Sound, Rolling Stone, RogerEbert.com, Empire и The Guardian. Топы других известных СМИ, например, Variety и Hollywood Reporter, не были учтены, так как общередакционными они не являлись — эти сайты и журналы пока что опубликовали лишь личные списки своих авторов.
За первое место в топе мы присваивали 3 балла в итоговой таблице, за второе и третье по 2 балла, а за места с четвёртого по десятое по 1 баллу. Если список был не градационный, то есть без указания мест, то каждому фильму в топе давались 1.4 балла. Из итогового списка автоматически убирались фильмы, которые И не прокатывались в Кыргызстане, И не были доступны в Сети на момент написания материала (будем реалистами, без торрентов и пиратских онлайн-кинотеатров в наших условиях не выжить).
Саму таблицу можно посмотреть тут.
Комментарии к каждому фильму написаны кинокритиком Kloop.kg Азаматом Омуралиевым.
15 место: «Небраска»
Минималистичный, монохромный и изящный — фильм «Небраска» успешно участвовал в «оскаровской» гонке 2014-го года. История о старике, узнавшем о своей липовой победе в лотерее, и, несмотря на уговоры родных, отправившемся в Небраску за своим призом, в первую очередь брала своей комичностью и добротой. Так получилось, что в довольно грустной по задумке картине осталось место и для жизнеутверждающим сценам, призывающим не забывать о проблеме поколений и особенно о самих старших поколениях.
14 место: «Лок»
Камерный фильм, снятый в пределах салона внедорожника, повествует о дилемме подрядчика в исполнении Тома Харди: успешно сдать важный проект и сохранить место или проехать всю Великобританию, рассорившись с женой и детьми, чтобы успеть на роды своей любовницы. Преемствующий концепции «127 часов» и «Погребенного заживо», также рассказывавших непростые истории в пределах одной декорации, «Лок» отталкивается от немного других идей — это скорее не остросюжетный триллер, а медитативная драма, театр одного актёра, исповедующегося в первую очередь не ради сюжета, а ради зрителей.
13 место: «Лего. Фильм»
Мультфильм о взрослых для детей, «Лего. Фильм» получился самой красочной и проповеднической сатирой года. Бесконечно захватывающий и смешной, «Лего. Фильм» не дает зазеваться ни дошкольникам, ни их дядям, и параллельно подсовывает понятные, но остроумные синефильские отсылки, цитируя то «Тёмного рыцаря», то «Аватара». Но главное, это, конечно, антиутопический антураж, который в 2014 году не столь успешно пытался разыгрывать, например, корейский «Сквозь снег». В «Лего. Фильм» получился сатиричный, недепрессивный тоталитарный мир по заветам Оруэлла, невольно предупреждающий о нашем сегодняшнем дне и грядущих перспективах.
12 место: «Нимфоманка»
Всеобъемлющий двухтомник одного из главных скандалистов года Ларса фон Триера с главным скандалистом года Шайа Лабафом в главной роли. «Нимфоманка» — это фильм о познании себя, об общественном дискомфорте, о мести и ревности, о гармонии и академической музыке, и лишь в последнюю очередь о сексе. Оргии и сексуальные проблемы героини Шарлотты Генсбург — лишь удобная для Триера форма, в которую он облачает свои провокационные мизогинические размышления, а энциклопедический размах картины (пять часов хронометража) — триеровская привилегия, позволившая сделать один из самых недооцененных фильмов года.
11 место: «Одержимость»
Два года назад Даррен Аронофски снял «Черного лебедя» о гениальности. Коммерческие интересы фильма над авторскими в итоге испортили большую задумку — Натали Портман заслуженно получила статуэтку «Оскар», но экстравагантная форма и лишние сюжетные линии подвели саму картину. «Одержимость» на этом фоне кажется тем самым грандиозным, центростремительным и ужасающим фильмом о титанической цене успеха. Барабанщик, мечтающий стать новым Чарли Паркером, полтора часа чистого хронометража стирает руки в кровь, ломается под натиском тиранического наставника, плюёт на автокатастрофу и выходит на выступление, а в финале выдает одну из самых впечатляющих сцен кинематографа — и пусть кроме этих элементов разглядеть в «Одержимости» что-либо ещё довольно сложно, оно всё равно того стоит.
10 место: «Грань будущего»
В 2014 году было немало хороших блокбастеров. Это, конечно, комичные «Стражи галактики» с потрясающим саундтреком и мегаломанский блокбастер «Годзилла», но в первую очередь — «Грань будущего». По сути — «День сурка» облаченный в мир «Элизиума», а на выходе — главное кинособытие жанра. Фильм имени Тома Круза, «Грань» остроумно выстраивает хитрую сюжетную структуру, безостановочно осыпает смешными и неповторяющимися шутками и делает самые безумные титры на свету (серьезно, «Love Me Again» Джона Ньюмана вписалась под последний кадр настолько органично и комично, что место в топе фильм заслуживает хотя бы поэтому).
9 место: «Два дня, одна ночь»
Европейское кино — это свой отдельный жанр. Отличительная черта: наличие простой и основополагающей сюжетной завязки и минимальное увиливание от темы. Фильм братьев Дарденн получился в лучших традициях этого формата: они заставили Марион Котийяр полуштрихами и в полных красках изобразить глубокую депрессию, достоверными перформансами продемонстрировать самый широкий диапазон эмоций, а на выходе сделали сатиричный выпад в сторону капитализма и оптимистичное утешение человеческой натуре.
8 место: «Волк с Уолл-стрит»
Мартин Скорсезе ушёл в отрыв — «Волк с Уолл-стрит» это его самый несерьезный и при том детализированный фильм. Обилие героев и сюжетных линий, эфемерная история декаденса и малый акцент на временных рамках позволили сделать из захватывающей биографии отвязный цирк со сногсшибательными исполнениями Джоны Хилла и Леонардо Ди Каприо.
7 место: «Она»
Так о любви в 2014 не говорил никто. Спайк Джонс в футуристическом антураже и немного фантастическом сюжете не просто сделал нежное, эстетически совершенное произведение, но еще и провёл глубокий анализ мира социальных сетей и мэссенджеров. Ведь персонаж Скарлетт Йохансон — это всего лишь собеседник на том конце провода, и в мире, в котором расстояния давно перестали быть непреодолимым препятствием, но остаются ключевым источником дискомфорта, более точного высказывания об отношениях XXI века не делал, кажется, тоже никто.
Читать по теме: Обзор фильма «Она»
6 место: «Выживут только любовники»
Аудиовизуальное пиршество главного меломана кинематографа Джима Джармуша, медитативный и релаксирующий шедевр «Выживут только любовники» оказался бездонным источником счастья и вдохновения о кровопийцах и с актуальными политическими подтекстами о грядущем конце света и экономическом крахе Детройта. В мире, возродившем популярность на жанр вампирских фильмов выходом «Сумерек», лучшего подарка и не придумать.
5 место: «Побудь в моей шкуре»
Самый неоднозначный представитель списка — экстравагантное роуд-муви «Побудь в моей шкуре» долго ходившего в «новых Кубриках» формалиста Джонатана Глейзера. Фильм, в котором Скарлетт Йохансон играет инопланетянина, расплющивает британских тинейджеров, совращает человека-слона и вспыхивает ярким факелом в шотландском лесу, доступен любой интерпретации и действительно показывает самого явного претендента на звание «нового Кубрика» — более выверенного, расчетливого и строгого фильма в последнее время не снимал ни один глейзеровский конкурент.
4 место: «Интерстеллар»
«Интерстеллар» очень легко полюбить и не сложнее возненавидеть. Это типичный Кристофер Нолан, пудрящий зрителям мозги обилиями плот-твистов и сложной терминологией, но в то же время и преобразившийся Нолан, сумевший рассказать трогательную историю любви. «Интерстеллар», безусловно, стал главным инфоповодом Голливуда, породив сотни научно-популярных статей, разъясняющих мир и суть фильма, но более важная заслуга фильма в другом. Хорошей и дорогой классической фантастики не снимали давно, и «Интерстеллар», возможно, станет главным трендсеттером постепенно возрождающегося жанра — ему суждено быть ключевой точкой после успешных прокатов «Элизиума» и «Гравитации».
Читать по теме: Обзор фильма «Интерстеллар»
3 место: «Отель «Гранд Будапешт»
Присмотритесь в кадр — Уэс Андерсон до безумия педантичен. «Отель «Гранд Будапешт» интересно не просто смотреть, а даже рассматривать. За пряничной интерпретацией фашизма здесь скрывается подростковая любовь, кризис средних лет и старческая паранойя, но важнее, как всегда у Андерсона, естественно, подача. Органичное нагромождение деталей и искусность каждого кадра фильма делают из «Отеля» настоящий феномен — ничего подобного в плане картинки хорошие фильмы предложить в этом году не смогли.
Читать по теме: Обзор фильма «Отель «Гранд Будапешт»
2 место: «Исчезнувшая»
Искусный фильм и идеальное для кинематографа явление. Это в высшей степени коммерческий и в высшей степени авторский фильм, в котором есть всё. Безумная атмосфера триллера на грани с хоррором, отличная подборка актёров, одновременно подходящий и понятный саундтрек, сдержанная очаровательность, острые вопросы и их смелый анализ — Дэвид Финчер сделал великое кино, которое разговаривает с каждым зрителем тет-а-тет.
Читать по теме: Обзор фильма «Исчезнувшая»
1 место: «Отрочество»
«Отрочество» ушло на первое место со значительным отрывом — у «Исчезнувшей» на втором месте на 40 процентов меньше баллов по результатам нашего подсчета. Причина, впрочем, проста. Кому-то не нравилась перегруженность «Отеля «Гранд Будапешт», кого-то раздражала напыщенная претенциозность «Интерстеллара», в «Исчезнувшей» кто-то смущался чересчур прямолинейным повествованием, а «Побудь в моей коже» для многих оказывался не более, чем пустышкой.
Как ни подойди к фильму Ричарда Линклейтера, а «Отрочество» тяжело укорить в чём-либо. Это обыденный фильм об обычном подростке, взрослеющем на глазах зрителя — съемки картины заняли двенадцать лет — и этот очаровательный, разнообразный и столь близкий слепок окружающего нас обычного мира не может не сражать наповал.
2014 год стал исключительным для кинематографа: в нём были потрясающие анимационные картины (не вошедшие в итоговый топ «Как приручить дракона 2» и «Город героев»), великолепные комедии («Мачо и ботан 2» со своим знаковым бромансом), смелые интерпретационные фильмы (скандальный «Ной») и успехи нашего кинематографа (неброская, но эффектная «Курманжан Датка»). Но «Отрочество» низводит всё остальное до шума за сценой и оставляет зрителей перед бескрайним, живым и настоящим миром, миром простых радостей и повседневных чудес.