Лучший фильм для тех, кто не знаком с творчеством Уэса Андерсона, но хочет это исправить — практически его квинтэссенция как дизайнера и художника, одновременно и одна из самых слабых по содержанию его работ.

Премьера: 13 марта 2014
Режиссер: Уэс Андерсон
В ролях: Рэйф Файнс, Тони Револори, Сирша Ронан, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо, Ф. Мюррей Абрахам, Джуд Лоу, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Оуэн Уилсон
Жанр: карамельный триллер

У Уэса Андерсона впечатляющий опыт работы в кинематографе. Он сумел выработать свой легко узнаваемый стиль — как визуальный, так и режиссерский — и сдружиться с именитыми актерами первой величины. В «Отеле «Гранд Будапешт» не в первый раз появляются Билл Мюррей, Уиллем Дефо, Тильда Суинтон, Эдвард Нортон и Оуэн Уилсон. Несмотря на то, что их роли практически незаметны и кратки, послевкусие остается — весь «Отель» предстает цельным, монолитным, стремительным и выверенным действием.

Уэсовский педантизм в ленте, собравшей овации и восторженные отзывы на прошлом Берлинале, чувствуется в каждой мизансцене, каждой декорации и каждой панораме. Впечатляющее отношение к оболочке кино заставляет думать, что все актеры тут работают за бесценок, а оставшаяся часть бюджета уходит на костюмы, аренды дворцов и покупку реквизита.

522ca80974a34661a06799ed46f4ab32

Сюжет, вдохновленный работами австрийского писателя Стефана Цвейга, разворачивается в отеле, по которому и назван фильм. The Grand Budapest Hotel — процветающая гостиница, расположившаяся в горах вымышленного государства Зубровка. Начинается всё то ли с размышления о роли писателя, то ли с ностальгических «а раньше было…», касающихся работы коньсержа, и постепенно обрастает событиями.

Содержание оказывается неожиданным. Так не принято у Уэса, но движущая сюжетная сила «Отеля» — не персонажи, не комичные ситуации, не абсурдизм реплик, а события. Здесь есть всё: аферы, погони, предательства, грабежи, смерти, любовь и даже побег из тюрьмы. Нелинейный нарратив в виде флэшбеков, постоянная смена места действия выдают не то, что мы привыкли видеть от лаконичного сказочника Андерсона.

«Отель», однако, во всем та лиричная сюрреалистичная история, передающаяся из уст в уста. Главный герой-неудачник, гиперболы и сатира на месте. Искусство — пустышка, а война — это, конечно, плохо, но небезнадежно (за этот момент фильм можно покритиковать: в свете общего настроения «Отеля» и довольно очевидной литоты нацистской тирании ключевой диалог ленты с оскорблением от консьержа Густава смотрится блекло).

3a447f244ab147419622e9970d95a447
Значимая разница в масштабе. Размах кропотливой работы по интерьерам, экстерьерам поражает, но история, пусть и не вписывающаяся в рамки, к которым мы привыкли, теряет шарм и обаяние. А они — ключевые в поддержании гармонии картинки и текста.

***

Всё относительно. Относительно прошлых работ «Отель» не возвышается с гордым ликом победоносца. Смешное кино? Очень. Но «Бесподобный мистер Фокс» был смешнее и, что лукавить, гораздо харизматичнее. Проблемы подростковой любви лучше раскрылись в «Королевстве полной луны», а семейные интриги (в «Отеле» это классический конфликт из-за завещания покойной) «Семейки Тененбаум» выглядели если не остросюжетнее, то гораздо курьезнее и интереснее.

Но вот в чём дело. Голливудский кинематограф переживает не лучшие времена. Уэс Андерсон (как и его однофамилец Пол Томас) снимает уникальные вещи. Чтобы разглядеть эту оригинальность, не нужно проникать под слои метафор и реминисценций, вот он — бьет прямо в лоб (странно, что все его герои с этой парадоксальной откровенностью еще не сломали «четвертую стену»). Бьет и буйством красок, и толстым чувством юмора, и эксцентричными героями, и костюмами под стать персонажам.

Это прекрасно и «Отель», в принципе, тоже. Он в полной мере раскрывает, что творится в уэсовском кино, и идеален как отправная точка — неподготовленных ошеломит стиль, а без сравнений хромые места истории разглядеть крайне затруднительно.

1 КОММЕНТАРИЙ

Comments are closed.