img_1939_ed.jpg

В начале 2000-х Министерство образования и науки запустило пилотный проект 12-летней системы школьного образования в Кыргызстане. Сегодня несколько школ уже экспериментируют с так называемым «профильным» образованием, но, по словам их руководителей, до перехода на новую систему ещё далеко.

«Двенадцатилетнее образование предусматривает более углубленную профессиональную подготовку, начиная с 10 класса», – рассказала Тамара Омуралиева, главный специалист по школьному образованию министерства образования и науки КР.

Такая система образования включает в себя изучение общеобразовательных предметов совместно с углубленным изучением отдельных предметов, таких как изучение медицины, юриспруденции и других профессий. Проект с самого начала получил поддержку Азиатского банка развития.

«Кыргызской Республике не хочется отставать от мировых стандартов, и [мы] хотим перейти на ‘двенадцатилетку’», – считает Омуралиева.

Профильное образование сейчас

По данным министерства образования и науки, в Кыргызстане на данное время несколько школ на экспериментальных началах ввели профильное образование.

Оно представляет включение в список привычных школьных предметов, дополнительных занятий и создание профессиональных классов, ориентированных на ту или иную профессию, учитывая индивидуальные способности ученика.

«Эти школы еще не перешли на двенадцатилетнее образование, но первоначальный подготовительный этап уже идет, – рассказывает Омуралиева. – Мы не стоим на месте, мы экспериментируем».

Вопрос профилирования, по мнению Надежды Лукиной, замдиректора учебного комплекса №6, актуален, так как «большой упор сейчас делается на компетентное образование».

Но, как считает Лукина, введение 12-летнего образования представляется довольно проблематичным. «Во-первых, финансирование. Сами понимаете, потребуется огромное количество денег, – считает Лукина. – А готово ли государство к этому – это большой вопрос».

Помимо финансового вопроса присутствует проблема нехватки кадров, техники, учебников и помещений для школ.

«Нужно подготовиться сначала, с учебниками определиться, бюджет распланировать, а потом уже начинать, – соглашается с Лукиной Ильмира Албурина, директор 24-ой профилированной школы-гимназии. – А если начинать без учебников, без программ, без всего, то возникнут какие-то определенные сложности. И, как правило, сложности будут у школ, у учителей».

В настоящее время, по сообщению Омуралиевой, в Кыргызстане готовится группа специалистов, которая должна разработать программы профилирования и их дальнейший переход на «двенадцатилетку».

«Программу должны разрабатывать не только учителя, – считает Лукина. – Но и финансисты, психологи, педиатры».

Сроки

«Мы сейчас совместно с Кыргызской Академией образования подготовили концепцию профильного обучения, – сообщила Тамара Омуралиева. – Концепция будет рассматриваться на заседании коллегии министерства образования».

По словам Омуралиевой, в случае одобрения концепции и поддержки с материально-технической стороны, переход школ на профильное образование станет возможен.
Но на вопрос о сроках изменения 11-летней системы обучения на 12-летнюю, пока конкретного ответа дать никто не может.

«Это все будет решаться на уровне руководства, министра и правительства», – говорит Омуралиева.

Школьники против

«Учиться 12 лет будет трудно, – говорит пятиклассница Айзат Таалай кызы. – Я вообще не буду учиться до 11 класса, проучусь только до 9 класса. Но 12-летнее образование тоже хорошо, потому что уровень образования повысится».

«Мне это не нравится, мы потеряем время», – считает другой школьник Адилет Азимкан уулу.

«Я считаю, что это вообще не нужно, – говорит Дмитрий Денисенко, ученик 9-го класса. – Потому что мы и так за одиннадцать лет замучаемся, и это и так растянуто, и если дальше тянуть, что мы будем изучать вообще не понятно».

«Дополнительное 12-летнее образование я считаю лишним. Это нам ничего не дает, кроме лишней годовой заморочки, – Тимур Базарбеков, ученик 9-го класса. – Это тормозит получение нами высшего образования», – считает школьник.

10 КОММЕНТАРИИ

  1. 12 летнее образование, если иногда школьники ели как оканчивают 9-й класс, об этом тоже надо думать………правильно?

  2. Проблема нехватки кадров, причем квалифицированных, здесь, на мой взгляд, одна из основных, только, кажется, директоров волнует совсем другое “с учебниками определиться, бюджет распланировать”, а на уровне министерства и правительства все “экспериментируем”…,вот только на ком? На детях?

  3. уффф… хорошо, что школа уже позади :). Главное, чтобы в ВУЗах не вздумали вводить 15-летнее образование!

  4. Меня успркаивает одно, что 12-летнее образование в школах Кыргызстана пока “за горами”. Я вообще считаю – это ни к чему. Мы прекрасно жили, живем и в одиннадцателетнем образовании, и пытаться плавить камень на огне ни к чему.

  5. Действительно, учиться уже надоело. Я, между прочим, и так учусь 12 лет. Я же профессиональном лицее…Вот не могу до конца дотерпеть.

  6. До 12 летнего образования КР еще далеко. А если оно и будет, то последние годы 4-5 нужно обучать по профильным направлениям.
    2Анара:По моему, пусть и маленькому, но все же опыту:у вас потом не будет такого количества времени на учебу, которое есть у вас сейчас. Пойти работать можно всегда, но ведь за какие то 3-5 лет вы набираете основные знания, которые формируют из вас специалиста.
    Так что полностью не понимаю фразу вашу-“до конца дотерпеть”…

  7. Ya dumau,12 letnee obrazovanie i ne k chemu eto ne privedet,otuchitsya bi horosho i 11 let i to budet pol\’zya, a dobavleniya 1 goda eto mpustaya trata vremeni…

  8. Нынче учиться надо быстро. И балду не гонять. И бакалавриат за 4 года лучше чем, за 5 лет специалист.
    Все мы прекрасно знаем, как мы учимся, и как нас учат.
    При желании, можно и сократить срок учебы. Главное, чтобы школа или универ не остались последними заведениями, где люди узнавали что-то новое и читали книжки.

Comments are closed.