Вопрос отсутствия патентов у большинства частных таксистов не оставляет равнодушным ни милицию, ни налоговиков. В итоге, столичная мэрия утвердила новые номерные знаки для таксистов, а сотрудники ГАИ и налоговой инспекции проводят совместные рейды.

По сообщению Эмилбая Абдиева, бывшего начальника ОГАИ города Бишкек, в столице зарегистрировано около 30 частных фирм занимающихся перевозкой пассажиров. Однако наряду со службами такси, в городе работают частные таксисты.

По мнению милиционеров, они являются «причиной пробок на дорогах» и «помехой для движения других участников дорожного движения». В свою очередь Марс Ибраев, начальник отдела малого и среднего бизнеса налоговой инспекции Свердловского района, утверждает, что многие из них «не платят налоги».

Представители ОГАИ также утверждают, что большинство частных таксистов не соблюдают правила перевозки пассажиров, среди которых, по словам Абдиева, «ежедневная техническая проверка автомобиля, медицинское обследование водителя и профессиональная подготовка водителя».

Конкуренты

Зарегистрированные и юридически защищенные службы такси конкурируют с «частниками».

«Мы платим все налоги, они эти налоги не платят, те, кто не работает нелегально, им конечно, проще», – жалуется Андрей Ершов, генеральный директор компании «Сити-такси Лтд», одной из столичных служб такси.

Агина Корнева, исполнительный директор «Супер Такси» уверена, что наличие баннера службы такси на крыше автомобиля является гарантом того, что у водителя есть правильно оформленные документы, включая патент на частный извоз.

По мнению Корневой, нелегальными таксистами являются люди, работающие в бюджетной сфере и гоняющиеся за дополнительным заработком.

«Но если он вышел на улицу, и надевает какую-то картинку с признаками такси, все равно его могут проверить как частного предпринимателя, частного извозчика», – рассуждает директор «Супер Такси».

Кроме наличия патентов, как считает Ершов, легальные и нелегальные таксисты отличаются параметрами безопасности и организованности.

«Автомобиль бывает очень часто подвержен опасности, – рассказывает Ершов. – Поскольку все наши водители имеют свои радиостанции, считайте, каждого из них защищает его товарищ по его работе. Сейчас у нас работают около 100 водителей, и у каждого водителя 99 телохранителей».

Ершов предлагает идею ввода «патента на день» – водитель сможет купить себе право заниматься частным извозом на необходимый ему срок, заплатив меньше денег. Сегодня минимальный срок патента – один месяц.

Налоговая инспекция

Согласно Налоговому кодексу КР, сумма стоимости патента и налога на легковое такси составляет 580 сом. Патенты должны приобретать водители, которые решили заняться частным извозом пассажиров.

По мнению Марса Ибраева, эта цена не слишком высокая для приобретения права работать законно. Он уверен, что необходимость приобретения патента «народ просто еще не осознал».

«Мы не можем [частников] остановить, нам они свои документы, водительские права не предоставляют, у нас таких полномочий нет, – жалуется Ибраев. – И мы время от времени обращаемся к работникам Госавтоинспекции, то есть с ними выезжаем и проводим определенные работы».

Такие рейды, по словам Ибраева, приносят определенные плоды: «Мы порядка ста таксистов оштрафовали, [таксисты] уже приходят, берут патенты», – доволен начальник отдела малого и среднего бизнеса налоговой инспекции Свердловского района.

На вопрос о введении ежедневных патентов Марс Ибраев отрицательно качает головой: «В городе столько такси находится, просто у нас работников не хватит на один день патенты выдавать. И бланков не хватит», – считает Ибраев.

Госавтоинспекция

«[Частники] нарушают парковку машин на центральных улицах, создают у нас помехи для других участников дорожного движения, нарушают всюду знаки, машины ставят куда попало, даже порой на тротуарах на газонах стоит», – жалуется Эмилбай Абдиев из бишкекского ОГАИ.

В связи с этими нарушениями, сотрудники ГАИ часто проводят рейды для выявления нелегальных таксистов. Но, по словам Абдиева, «нет такой статьи, согласно которой можно было бы применить более жесткие меры к нарушителям порядка».

В середине марта 2008 года мэр Бишкека Данияр Усенов утвердил ввод новых номерных знаков для такси города. По сообщению Эрмека Козубекова, пресс-секретаря мэрии Бишкека, в стоимость номерных знаков будет также входить стоимость патента и налогов. Покупая государственный номер, таксисты должны будут сдавать свои обычные номера, и получать их будут только по истечению срока действия специальных номеров.

«Номера и вот эти шашки на машинах – это одно и тоже», – высказал свое мнение Ибраев.

Частные таксисты

Мамажакып Арапов занимается частным извозом такси, и каждый месяц приобретает патент на право заниматься своей деятельностью. По его мнению, работать самостоятельно гораздо удобнее, чем в какой-нибудь фирме по извозу пассажиров.

«В фирмах по вызову такси надо платить за вызов, у них своя лицензия идет, платить надо, за освещение, за шашку и за рацию тоже отдельная плата, – рассказывает Арапов. – А у нас в основном ГАИ спрашивает путевый лист и патент».

Введение ежедневных патентов Арапову кажется немыслимым. «Лучше бы сделали квартальные патенты для частников, – считает Мамажакып Арапов. – А ежедневный – это накладно».

Другой водитель частного такси Нуртилек Абдразаков патенты еще не покупал, хотя работает в этой сфере полтора года.

«С патентом увереннее работаешь, патенты надо брать, – рассказывает Абдразаков. – У меня проблема была, во время рейда я попал. Права отобрали. Гаишники предъявили за ремень, [сотрудники налоговой инспекции] – за патент. Пошел права брать, мне сказали, сначала патент возьми. Теперь надо брать патент».

На вопрос о предложении ввести ежедневные патенты: «Патенты лучше на месяц брать, каждый день куда-то заезжать,- говорит Абдразаков. – А кто контролировать будет?»

«Патенты брать надо, а без патентов мы не можем работать, — говорит Рахат Шабданбеков, другой частный водитель. – Чем делать ежедневные патенты, лучше бы сделали месячные патенты подешевле».

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Интересно, насколько эффективна совместная работа ГАИшников с налоговиками? Смогут ли они полностью изменить ситуация с легальностью работы частников?

  2. ведь недавно прошел рейд налоговиков совместно с Минтрансом и ГАИ….
    конечно можно взять под контроль зарегистрированных таксистов, но ведь у нас еще есть нелегальные таксисты, которые иногда «подзарабатывают……….»

  3. “кто не работает нелегально, им конечно, проще”, – жалуется Андрей Ершов, — кажется проще тем кто работает нелегально, иначе зачем бы он жаловался:)
    а еще патент за 580 сом на какое время дается?

  4. Так это еще неплохо. На Украине нужно получить лицензию ( таксометр, страховки, медсправка, обклейка машины), зарегистрироваться предпринимателем, иметь путевой лист !

комментарии закрыты.