labrys.jpg

17 мая на горе Чон-Арык около 40 человек отметили Всемирный день противостояния гомофобии. Мероприятие было организовано общественным объединением «Лабрис», которое занимается защитой прав сексуальных меньшинств.

Международный день противостояния гомофобии отмечается 17 мая в связи с тем, что в этот день в 1990 году Генеральная Ассамблея Всемирной организации здравоохранения исключила гомосексуальность из числа психических заболеваний.

Термином «гомофобия» определяется враждебность к ЛГБТ: лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерам.

«Сам день придумали, потому что во всём мире есть какие-то ЛГБТ-движения и нужно было их объединить, чтобы был какой-то день, который бы символизировал борьбу за ЛГБТ права», – объяснила Анна Кирей, председатель ОО «Лабрис».

По словам Кирей, 17 мая на территории СНГ также проводились акции в Молдове и Азербайджане, а на Украине акцию запретили.

«Когда всё это узнаем, мы понимаем, что нас много: первый год все тряслись и боялись. – рассказывает Кирей. – А потом это уже стало как традиция, как день, который наш, который нас всех объединяет, хотя мы в разных странах, с очень разными традициями, с очень разными контекстами ситуации».

По мнению Даниила Кима, работника ОО «Лабрис», ситуация с гомофобией в Кыргызстане улучшается.

«Когда я заявил о себе, как открытый гей, в 1999 году, тогда [по отношению к ЛГБТ] устраивались гонения, вполне ощутимые на физическом уровне, – рассказывает Ким. – Сейчас я могу свободно заявить о себе как об открытом гее».

По словам Галины Соколовой, волонтера «Лабрис», существуют «незначительные проблемы» в связи с ее сексуальной ориентацией.

«Неприятно, когда в парке ты не можешь себе позволить то, что делают другие люди, просто даже обняться, взять за руки, – объясняет Соколова. – К тому же на работе разговоры о личной жизни неприятны, мне хочется, чтобы люди вообще не говорили [о личной жизни] на работе».

В мероприятии на горе Чон-Арык принимало участие около 40 человек. В рамках акции был организован пикник и выпущены белые шары.

Гомофобия в Кыргызстане

Согласно Вебстерскому словарю, «гомофобией» называется «страх, отвращение или дискриминация по отношению к гомосексуалам и гомосексуальности».

В течение последних шести месяцев в Кыргызстане тема гомосексуальности несколько раз выносилась в средства массовой информации. Например, в конце 2007 года негодование представителей правозащитных организаций вызвала публикация Сергея Кожемякина в газете «Белый пароход».

В ней, в частности, сексуальные меньшинства Кыргызстана были обвинены в том, что они «намеренно идут на конфликт с подавляющим большинством общества», а автор отличился такими выражениями, как: «Ну сидите тихо-мирно, тусуйтесь друг с другом! Зачем к нам лезть, если нам это неприятно!»

Алекс Мамытов, сотрудник «Лабриса», обвинил тогда официальные лица и средства массовой информации в публичном произношении «гомофобных речей». «В СМИ зачастую публикуются негативные статьи, религиозные и общественные деятели открыто выражают свое отрицательное отношение к гомосексуалам и трансгендерам», – сказал Мамытов.

Kyrgyz militia8 апреля 2008 года один из офисов «Лабриса» подвергся проверке со стороны милиции, которую Анна Кирей считает «несанкционированной». По словам Кирей, милиционеры требовали предъявить регистрационные, учредительные и арендные документы, угрожая арестом.

В тот день никто из сотрудников «Лабриса» не был арестован, поскольку в течение того же вечера в офис организации приехали представители нескольких правозащитных организаций, уладившие конфликт.

Однако, как сообщает Кирей, это уже «четвёртый раз за год», когда милиционеры посещают офис «Лабриса» с проверками.

Вскоре после апрельского визита милиции в «Лабрис», международная правозащитная организация Human Rights Watch выпустила пресс-релиз, в котором охарактеризовала действия милиции как «вторжение» и назвала его «безосновательным».

«Это возмутительно, что милиция может просто так ворваться в помещение, угрожать людям и рыться в конфиденциальных документах, – заявил Скотт Лонг, директор ЛГБТ-программы Human Rights Watch. – Милиция должна охранять организации, которые защищают права человека, а не использовать свою власть, чтобы притеснять и запугивать их».