С таким заявлением выступили Толекан Исмаилова и Динара Ошурахунова, которые обеспокоены возможным началом политических гонений в стране против оппонентов новой власти. Представитель Временного правительства опровергает эти обвинения.
Первые аресты чиновников, работавших в руководстве страны при свергнутом президенте Курманбеке Бакиеве, начались вскоре после переворота 7 апреля. Были задержаны экс-министры Бакыт Калыев, Ильяс Давыдов, Молдомуса Конгантиев.
В конце апреля были арестованы руководители аппарата и Секретариата президента — Каныбек Жороев и Оксана Малеваная. Им были предъявлены обвинения в злоупотреблении служебными полномочиями в период апрельских событий.
Все указанные лица содержались в следственном изоляторе Государственной службы национальной безопасности. Вскоре туда же были помещены подозреваемые в организации беспорядков на юге республики 13 и 14 мая.
Подробнее о беспорядках на юге Кыргызстана
По версии следствия, организаторами беспорядков были бывший советник президента Усен Сыдыков и экс-депутат Жогорку Кенеша последнего созыва Исхак Масалиев. В качестве доказательства их причастности к организации волнений, в эфире телеканалов КТР и Пятого Канала были представлены аудиозаписи предполагаемых телефонных переговоров Сыдыкова и Масалиева.
Согласно пресс-релизу ГСНБ, «[Сыдыков и Масалиев] решили использовать нестабильную политическую обстановку для избрания Исхака Масалиева на должность торага Жогорку Кенеша, исполняющим полномочия президента Кыргызской Республики».
Обеспокоенность правозащитников
В интервью Kloop.kg глава правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова выразила озабоченность фактом прослушивания телефонов сотрудниками ГСНБ.
«ГСНБ занимается прослушкой телефонов, вторгается в частную жизнь. Все это — очень опасная тенденция. Если [новые власти] так будут продолжать, то могут нажить себе врагов, и эти насильственные методы перекинутся на простых граждан», — считает правозащитница.
По ее словам, вину подозреваемых еще надо доказать и это может сделать только суд.
«Презумпция невиновности дают гарантии любому человеку, что в его отношении органы не будут применять незаконные действия. Только независимое следствие и суд могут определить степень участия в преступлениях», — считает Исмаилова.
Руководитель «Коалиции за демократию и гражданское сообщество» Динара Ошурахунова в интервью Kloop.kg выразила схожее мнение. Правозащитница считает, что «публикация аудиозаписей может привести к самосуду».
Ошурахунова также предостерегает новые власти от «внесудебных расправ». По ее мнению, Временное правительство повторяет некоторые действия прежней власти.
«Не вершите самосуд! Люди принимают это как «охоту на ведьм» и политическое преследование своих оппонентов. Мы призываем временное правительство не повторять тех ошибок, которые делал режим Бакиева», — сказала правозащитница.
Руководитель аппарата председателя временного правительства Эдиль Байсалов в интервью Kloop.kg опроверг причастность Розы Отунбаевой к преследованиям и гонениям.
«Председатель Временного правительства не дает указаний кого-либо преследовать, освободить или применить какие-то меры к кому-либо. Отунбаева убеждена, что эти вопросы должны решать компетентные органы, в том числе судебные», — сказал Байсалов.
По этим вопросам он посоветовал правозащитникам обратиться в правоохранительные органы.
Мнения экспертов
Политолог Токтогул Какчекеев отрицательно относится к преследованиям сторонников бывшей власти, так как они запрещены международными конвенциями.
«Новая власть использует методы прежней власти – этого бы не хотелось. Могут закрасться сомнения, что она этим людям [сторонникам Бакиева] мстит», — полагает Какчекеев.
Эксперт Марат Казакпаев выразил другую точку зрения. По его мнению, аресты и задержания не являются политическими гонениями.
«На самом деле в отношении этих лиц есть уголовные моменты. К тому же, в отношении задержанных не применялось физического и психологического давления», — аргументирует политолог.
Редактор: Анна Лелик
Где же Вы были, озабоченная гражданка Исмаилова, когда сразу же после “одобрямса” под названием “Курултай согласия” бакиевским кланом был предложен, и бакиевским же парламентом принят, закон о прослушивании? Тогда это вас не беспокоило? А теперь все по закону. ;)
Кроме того, спецслужбы имеют право на законных основаниях осуществлять прослушивание подозреваемых из соображений национальной безопасности. Для этого требуется санкция генпрокурора.
По закону, прослушивание может осуществляться при проведении следственных действий – т.е. до суда. Когда прослушиваемое лицо напрямую призывает захватывать административные здания и заложников – этого, по-вашему, недостаточно для того, чтобы задержать (подчеркиваю: ЗАДЕРЖАТЬ, а не отправить на каторгу или расстрелять) предполагаемого преступника.
В данном конкретном случае, который вас так “озаботил”, именно предупредительные меры ГСНБ в форме прослушивания, на законных основаниях, телефонных переговоров лиц, подозреваемых в организации массовых беспорядков, захвате административных объектов и заложников, которые грозили вылиться в массовое кровопролитие, позволили пресечь преступные действия и не допустить эскалации напряженности в нестабильном регионе.
Органы действовали в строгом соответствии с действующими законами, с которыми Вы, гр-ка правозащитница, судя по всему, не знакомы. При ВП вы свободно делаете такие громкие заявления, которые при Бакиеве делать просто БОЯЛИСЬ – признайте это.
Da, GKNB daje kommentiryet na saytah kloop.kg, kogda je vy budete nakones rabotat nad vnechney bezopasnostyu KGZ na???
В нашем несовершенном мире прослушивание телефонов подозреваемых лиц еще неизбежно. Ну а то, что при ВП про прослушивание говорят, а раньше боялись, то это очевидно и понятно.