Судья перенёс заседание после того, как 15 адвокатов обвиняемых отказались принять участие в процессе до обеспечения «полной безопасности». Представители власти считают принятые меры достаточными. Следующее заседание состоится 22 ноября.

Первое заседание под председательством судьи Военного суда Жакыпбека Бектемирова прошло 17 ноября и было прервано после попытки нападения на адвокатов и подсудимых со стороны потерпевших. Присутствовавшим сотрудникам милиции удалось предотвратить потасовку.

На второй день заседания явилось семь адвокатов.

Остальные 15 юристов не пришли, сославшись на «отсутствие надлежащего уровня безопасти».

Обращение этих юристов распространила руководитель правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова.

«Мы отказываемся участвовать в судебном разбирательстве до тех пор, пока не будут соблюдены меры по защите прав, свобод и охраняемых законом интересов всех участников судебного процесса», ― говорится в нём.

В связи с отсутствием большей части адвокатов, судья Бектемиров перенес заседание на 10:00 22 ноября. Это решение вызвало недовольство пострадавших, которые угрожали устроить самосуд над обвиняемыми.

Сторона гособвинения после начала заседания потребовала, чтобы Министерство юстиции в лице руководителя ведомства Аиды Саляновой прокомментировало данные действия адвокатов на предмет правомерности и дозволенности.

В свою очередь, в разговоре с журналистами пресс-секретарь Верховного суда Бактыбек Рысалиев назвал решение адвокатов «явной попыткой затягивания процесса».

«Власти и судебные органы сделали все, чтобы обеспечить безопасность участников. Я не знаю, какой еще безопасности они требуют», ― выразил он свое недоумение.

По его словам, заявления НПО и адвокатов об избиении «камнями и яйцами» со стороны пострадавших «не соответствуют действительности, так как все участники процесса проходят тщательную проверку».

Мнения сторон

Член движения родственников погибших 7 апреля «Айкол Ала-Тоо» Абдижалил Казиев заявил в интервью Kloop.kg, что процесс должен продолжаться в любом случае.

«Конечно, я против решения судьи. По моему мнению, отсутствие адвокатов ― лишь повод для оттяжки времени. Если завтра не придет еще один, то опять будем ждать 40 дней? Даже при отсутствии адвокатов, процесс должен продолжаться», ― полагает Казиев.

В качестве одного из аргументов в пользу своих слов, он отметил присутствие нескольких юристов, которые «защищают по несколько подсудимых». По его словам, с ними надо было продолжить работу.

«Ведь присутствовали адвокаты 5-7 человек, покамест надо работать по их делам и опрашивать свидетелей. Этот суд растянется на один-два месяца, изматывая людей, многие из которых прибыли из регионов. Поэтому, надо ускорить процесс суда».

Однако международное сообщество заступается за адвокатов. В частности, правительство США призвало гарантировать безопасность ответчиков и адвокатов и подвергло критике выбор Дворца спорта в Бишкеке для проведения заседаний.

«[Дворец спорта] не предполагает спокойствия и серьёзности, с которыми должны проводиться подобные процессы», ― говорится в заявлении, распространённом посольством США в Кыргызстане.

Американские власти в своём заявлении напоминают также о презумпции невиновности.

«Шаги, которые Правительство Кыргызстана предпринимает для обеспечения защиты прав обвиняемых, покажут всему миру демократический путь, по которому Кыргызстан планирует пойти дальше», ― заявляет американское правительство.

Подсудимые

В качестве обвиняемых проходят 28 человек, из которых 13 ― бывшие высокопоставленные чиновники и силовики, работавшие при прежней власти, в том числе экс-министр обороны Бактыбек Калыев.

Все они обвиняются в убийстве демонстрантов на площади «Ала-Тоо» во время протестов оппозиции 7 апреля, которые привели к свержению президента Курманбека Бакиева.

Сам Бакиев вместе со своим братом Жанышом, сыновьями Максимом и Маратом, а также еще двумя приближёнными, тоже проходят как обвиняемые, но находятся в международном розыске ввиду отсутствия на территории Кыргызстана.

Остальные 15 ― военнослужащие спецподразделения «Альфа» ГСНБ и упраздненной Службы государственной безопасности. Они обвиняются в превышении должностных полномочий с применением насилия и соучастии в умышленном убийстве двух и более человек.

До 4 октября, когда бойцы «Альфы» провели акцию протеста у здания Жогорку Кенеша в Бишкеке, под стражей в СИЗО ГСНБ находились командир спецотряда Алмаз Джолдошалиев и семь сотрудников СГО. Еще семь бойцов «Альфы» находились под домашним арестом.

Подробнее об акции протеста

Юридическая справка

Согласно статье 46 Уголовно-процессуального Кодекса Кыргызской Республики, участие адвоката обязательно в следующих случаях:

2) подозреваемому, обвиняемому или подсудимому трудно самостоятельно осуществлять принадлежащее ему право на защиту вследствие существенного нарушения функций речи, слуха, зрения, продолжительной тяжелой болезни, а также слабоумия, явной умственной неразвитости, других физических или психических недостатков;

[…]

5) лицо подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления;

6) подозреваемый, обвиняемый или подсудимый является военнослужащим срочной службы;

[…]

8) в производстве по уголовному делу участвует представитель потерпевшего (частного обвинителя) или гражданского истца.

1 КОММЕНТАРИЙ

комментарии закрыты.