Палата представителей конгресса США не нашла доказательств прямой причастности экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева и его сына Максима к поставкам топлива аэропорту «Манас».
Об этом сообщается в отчёте палаты по результатам расследования, которое конгрессмены проводили в течение последних восьми месяцев.
В нём также сообщается, что два подрядчика по поставкам топлива — корпорации «Мина» и «Ред Стар» — заработали на авиабазе «Манас» минимум 2 миллиарда долларов с 2002 года.
Но конгрессмены, расследовавшие деятельность этих двух компаний, не нашли «достоверных доказательств» финансовой связи между этими двумя корпорациями и семьёй Бакиевых — такие обвинения в адрес «Мины» и «Ред Стар» выдвигали новые власти Кыргызстана, возглавившие страну после апрельского переворота 2010 года, в ходе которого Бакиев был свергнут.
«Непреклонные отрицания «Миной» и «Ред Старом» каких-либо финансовых связей с Бакиевским режимом звучат последовательно, учитывая около 250 тысяч страниц документов, которые компании предоставили комитету [конгресса]», — сообщается в отчёте.
В свою очередь, связь с семьёй первого президента Аскара Акаева подтверждена: главы «Мины» и «Ред Стар» заявили, что в период между 2003 и 2005 годами семья Акаевых полностью контролировала аэропорт «Манас», и у компаний «не было другого выбора».
«[Семья Акаевых] контролировала доступ к аэропорту», — говорится в отчёте конгресса.
Конгрессмены не отрицают, что после того, как Акаев был свергнут в 2005 году, сын следующего президента Курманбека Бакиева — Максим — завладел компаниями семьи Акаевых, которые были связаны с аэропортом «Манас».
Однако к тому времени «Мина» и «Ред Стар» добились собственного доступа в аэропорт через своих субподрядчиков.
«Таким образом они смогли избежать тяжёлой руки президента Бакиева и его семьи», — сообщает конгресс в своём отчёте.
Весь отчёт, названный «Тайна «Манаса»: стратегические белые пятна топливных контрактов департамента обороны в Кыргызстане», состоит из 75 страниц.
Скачать отчёт конгресса США полностью [в формате PDF]
[poll id=»56″]Российское топливо для американской авиабазы
Тем не менее, конгресс США обвиняет департамент обороны своей страны в том, что они заключили контракт на поставку топлива с компаниями, которые обладали «необычным поведением» и «гипер-секретностью».
Более того, «Мина» и «Ред Стар» чуть было не вовлекли США в международный скандал с Россией.
Оба подрядчика были зарегистрированы в Гибралтаре и покупали авиатопливо у дочерней компании российского нефтяного гиганта «Газпрома».
Затем, как следует из расследования конгресса, они снабжали власти России поддельными документами, в которых говорилось, что топливо будет использоваться только для гражданской авиации.
«В течение нескольких лет два посредника, нанятые Пентагоном, вводили в заблуждение российские власти», — к такому выводу приходят по этому поводу журналисты «Нью-Йорк Таймс», выпустившие материал о расследовании конгресса ещё до официального опубликования отчёта.
В самом отчёте говорится, что в производство поддельных документов для России было вовлечено «два премьер-министра Кыргызстана», однако конкретные имена не называются.
«Как только российские власти узнали настоящего получателя топлива, они прекратили поставки, создав большую гигантскую головную боль логистикам американских военных», — пишет «Нью-Йорк Таймс» со ссылкой на отчёт конгресса.
В материале «Нью-Йорк Таймс» также приводятся слова представителя «Мины» Чарльза Сквайрза, который ранее был военным атташе посольства США в Кыргызстане. Он заявил, что «гордится» тем, что американцы «обвели» Россию.
«Я старый боец холодной войны, я горжусь этим — мы побили русских и делали это целых четыре-пять лет», — цитирует Сквайрза «Нью-Йорк Таймс».
Сквайрз, по словам «Нью-Йорк Таймс», также убеждён, что российское правительство на самом деле знало о том, кому поставляется топливо.
«Но они [российское правительство] не действовали, потому что «Газпром» получал прибыль с продаж», — приводит газета его слова.
Тем не менее, российская Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Государственная дума провели расследование в 2009 году, после которого поставки топлива «Газпрома» в Кыргызстан прекратились.
В рамках расследования конгресса США, «Мина» и «Ред Стар» оправдывали фальшивые документы для российских властей тем, что им нужно было избежать российских ограничений на поставку топлива зарубежным войскам.
Посредники больше не нужны
После прекращения поставок топлива из России, американцам пришлось доставлять его в Кыргызстан через Чёрное море и затем по суше и, соответственно, тратить на него гораздо больше денег, пишет «Нью-Йорк Таймс».
«Американцы стали искать новые пути сделок с Кыргызстаном и Россией. Их усилия принесли плоды в этом месяце, когда госсекретарь Хиллари Клинтон посетила Бишкек», — пишет «Нью-Йорк Таймс».
Клинтон объявила, что половину топлива для «Манаса» будет поставлять кыргызстанская государственная компания.
«Мина» также получила контракт на 315 миллионов долларов США с Пентагоном на поставку остальной половины.
«Однако кыргызские власти, очевидно поддерживаемые «Газпромом», сказали, что не хотят более иметь дела с «Ред Стар» и «Миной», — сообщает газета.
Обыски в офисе «Мины»
Тем временем, власти Кыргызстана продолжают оказывать давление на корпорацию «Мина»: уверенность в том, что она всё же была связана с Максимом Бакиевым разделяет в том числе и президент страны Роза Отунбаева.
Британская газета «Дейли Телеграф», также освещающая ситуация вокруг топлива для «Манаса», рассказала 20 декабря о том, как именно власти действуют по отношению к «Мине»: в бишкекском офисе компании правоохранительные органы провели на той неделе рейд.
«Кыргызские власти пытаются сорвать деятельность корпорации «Мина», — цитируется в британской газете заявление корпорации, которая называет рейд «нелегальным».
«[Данный рейд] был осуществлен с целью «подрыва» репутации компании», — заявляет «Мина».
В свою очередь, находящиеся в правящей коалиции социал-демократы Кыргызстана заявляют о том, что судьба «Мины» станет приоритетом для нового правительства страны.
«Дело «Мины» будет одним из первых на рассмотрении у нового кыргызского правительства», — цитирует «Телеграф» представителя СДПК.
[…] This post was mentioned on Twitter by bektour. bektour said: Конгресс США: связь между Бакиевыми и топливом для авиабазы «Манас» не установлена: http://bit.ly/e0MMss #kloop #ManasAirbase #freekg […]
[WORDPRESS HASHCASH] The comment’s server IP (208.74.66.43) doesn’t match the comment’s URL host IP (74.112.128.10) and so is spam.
Сомневаюсь, что Максим Бакиев и его партнеры могли сидеть сложа руки, когда мимо такие деньги проходят. Просто над этим делом со стороны этих компаний поработали хорошие специалисты, построившие слаженную цепочку.
Племянник братьев Эркина Алымбекова и Акыла Жумабаева, президент аэропорта Манас Болот Абдрахманов дал улететь Бакиеву Курманбеку в город Ош за взятку в 10 миллионов долларов. Вот каковы нравы в стане Текебаева. Нет взяточникам и педофилам! И эти летчики-налетчики писали у нас Конституцию, главный закон страны! Выслать этих шакалов из страны в «родину демократии»!
При чем тут педофилы?
что-то я не понял вашего маразма насчет педофилов… а насчет 10 миллионов нельзя говорить, пока это не подтверждено…возможно он тогда боялся и отпустил, ведь он ещё не был сверженным…
[…] Расследование по поставкам топлива на авиабазу «Манас», которое упоминал Дин Перофф, группа американских конгрессменов из Палаты представителей опубликовала в декабре 2010 года. […]