Кыргызстанцы могут летать внутри страны только из Бишкека в Ош и обратно — с 2012 года под запрет попали самолёты Ан-24, что привело к приостановке рейсов в те аэропорты, которые рассчитаны только на малые самолёты.
В числе городов, которые пострадали от запрета — Джалал-Абад, Баткен и Исфана, которые до 2012 года имели регулярное авиасообщение с Бишкеком.
Взлётно-посадочные полосы аэропортов в этих городах рассчитаны на самолёты, имеющие до 30 тонн взлётной массы — из имеющихся в Кыргызстане аэропланов в эту категорию попадали только Ан-24.
Советские самолёты были запрещены осенью 2011 года постановлением правительства в целях «обеспечения безопасности перевозки пассажиров».
Постановление окончательно вступило в силу 1 января 2012 года.
В нём говорится, что Ан-24 не оснащён современным оборудованием для обеспечения безопасности, включая систему предупреждения столкновений в воздухе и на земле.
Правительство рекомендовало аэропортам улучшить свои технические характеристики для приёма более тяжёлых самолётов, однако ни в одном из трёх пострадавших аэропортов реконструкция, по данным «Клоопа», не началась.
Директор Джалал-Абадского аэропорта Закир Мамасеитов сказал в интервью «Клоопу», что реконструкция их взлётно-посадочной полосы начнётся в марте 2012 года.
«Взлётно-посадочная полоса нашего аэропорта предназначена только для самолётов третьего класса», — сказал он.
Самолёты третьего класса имеют взлётную массу от 10 до 30 тонн.
Для сравнения, самый популярный в мире узкофюзеляжный пассажирский самолёт «Боинг-737» имеет взлётную массу от 50 до 83 тонн.
Пресс-секретарь авиакомпании «Кыргызстан» Зарина Бекмуратова говорит, что они ищут новые маленькие самолёты, которые подошли бы для пострадавших от запрета аэропортов.
«Я не знаю, когда восстановят рейсы», — сказала она.
Авиакомпания «Кыргызстан» использовала для внутренних регулярных рейсов два самолёта Ан-24.
Ещё один Ан летал на рейсах частного перевозчика «Авиа Трафик».
Для авиасообщения между Бишкеком и Ошем «Кыргызстан» использует американский «Боинг-737» и советский Ту-134.
Пассажиры «Авиа Траффика» летают между двумя крупнейшими городами страны на «Боингах» и британских «Бритиш Авиэйшн».
Баткенцы жалуются на изоляцию
Наиболее всего запрет на Ан-24 повлиял на жизнь жителей Баткенской области — самой дальней от столицы Кыргызстана.
По словам жителя Лейлекского района этой области Кубатбека Айбашева, из-за плохой наземной транспортной инфраструктуры, баткенцы добирались до Бишкека преимущественно самолётом — из Исфаны или Баткена.
«Приостановление рейса Бишкек-Баткен негативно отразилось на нас», — говорит он.
Живущий в Лондоне уроженец Кыргызстана, магистр гуманитарных наук Бакыт Азимканов видит в отмене авиарейсов более глубокую проблему — дальнейшее разделение Кыргызстана на юг и север.
«Приостановление полётов в Баткен, Джалал-Абад и Исфану — это не только проблема гражданской авиации, это и социальная проблема. Это создаёт условия для обострения регионального трения и изоляции от центра», — считает Азимканов.
«Пассажиры, летая на Ан-24, прекрасно осознавали, что самолёт отработал свой ресурс. Но знали, что его нечем заменить и были благодарны за то, что есть рейсы в их города», — добавляет он.
Однако не все в Кыргызстане разделяют это мнение — жительница Джалал-Абада Зарина напоминает о недавнем крушении старого Ту-134 авиакомпании «Кыргызстан» в Оше и говорит, что ради безопасности готова добираться в столицу не напрямую:
«Нельзя использовать самолёты, у которых истёк срок эксплуатации», — говорит она.
«Пусть лучше [самолёты] не летают, чем случаются аварии».
На фото: Ан-24 в аэропорту Баткена, ноябрь 2010 года. Автор фото: Бектур Искендер
Редактор: Бектур Искендер
[…] Кыргызстанцы могут летать внутри страны только из Бишкека в Ош и обратно — с 2012 года под запрет попали самолёты Ан-24, что привело к приостановке рейсов в те аэропорты, которые рассчитаны только на малые самолёты. В числе городов, которые пострадали … Читать далее → […]
пусть лучше приостановять и ликвидируют эти сроком истекшие самолеты, мы когда летели в г. Ош из Бишкека, у нашего самолета прямо на взлетной полосе когда уже он готовился подняться сгорела правое крыло,нас быстро выводили а самолет на ремонт отправили, и самое страшное, нас после двух часого ожидание другого рейса, посадили на тот же срогевший самолет, а че делать пришлось лететь. дети уж это запомнили навсегда, печально очень.. чиновники одумайтесь!!!