Кыргызстанцы могут летать внутри страны только из Бишкека в Ош и обратно — с 2012 года под запрет попали самолёты Ан-24, что привело к приостановке рейсов в те аэропорты, которые рассчитаны только на малые самолёты.

В числе городов, которые пострадали от запрета — Джалал-Абад, Баткен и Исфана, которые до 2012 года имели регулярное авиасообщение с Бишкеком.

Взлётно-посадочные полосы аэропортов в этих городах рассчитаны на самолёты, имеющие до 30 тонн взлётной массы — из имеющихся в Кыргызстане аэропланов в эту категорию попадали только Ан-24.

Советские самолёты были запрещены осенью 2011 года постановлением правительства в целях «обеспечения безопасности перевозки пассажиров».

Постановление окончательно вступило в силу 1 января 2012 года.

В нём говорится, что Ан-24 не оснащён современным оборудованием для обеспечения безопасности, включая систему предупреждения столкновений в воздухе и на земле.

Правительство рекомендовало аэропортам улучшить свои технические характеристики для приёма более тяжёлых самолётов, однако ни в одном из трёх пострадавших аэропортов реконструкция, по данным «Клоопа», не началась.

Директор Джалал-Абадского аэропорта Закир Мамасеитов сказал в интервью «Клоопу», что реконструкция их взлётно-посадочной полосы начнётся в марте 2012 года.

«Взлётно-посадочная полоса нашего аэропорта предназначена только для самолётов третьего класса», — сказал он.

Самолёты третьего класса имеют взлётную массу от 10 до 30 тонн.

Для сравнения, самый популярный в мире узкофюзеляжный пассажирский самолёт «Боинг-737» имеет взлётную массу от 50 до 83 тонн.

Пресс-секретарь авиакомпании «Кыргызстан» Зарина Бекмуратова говорит, что они ищут новые маленькие самолёты, которые подошли бы для пострадавших от запрета аэропортов.

«Я не знаю, когда восстановят рейсы», — сказала она.

Авиакомпания «Кыргызстан» использовала для внутренних регулярных рейсов два самолёта Ан-24.

Ещё один Ан летал на рейсах частного перевозчика «Авиа Трафик».

Для авиасообщения между Бишкеком и Ошем «Кыргызстан» использует американский «Боинг-737» и советский Ту-134.

Пассажиры «Авиа Траффика» летают между двумя крупнейшими городами страны на «Боингах» и британских «Бритиш Авиэйшн».

Баткенцы жалуются на изоляцию

Наиболее всего запрет на Ан-24 повлиял на жизнь жителей Баткенской области — самой дальней от столицы Кыргызстана.

По словам жителя Лейлекского района этой области Кубатбека Айбашева, из-за плохой наземной транспортной инфраструктуры, баткенцы добирались до Бишкека преимущественно самолётом — из Исфаны или Баткена.

«Приостановление рейса Бишкек-Баткен негативно отразилось на нас», — говорит он.

Живущий в Лондоне уроженец Кыргызстана, магистр гуманитарных наук Бакыт Азимканов видит в отмене авиарейсов более глубокую проблему — дальнейшее разделение Кыргызстана на юг и север.

«Приостановление полётов в Баткен, Джалал-Абад и Исфану — это не только проблема гражданской авиации, это и социальная проблема. Это создаёт условия для обострения регионального трения и изоляции от центра», — считает Азимканов.

«Пассажиры, летая на Ан-24, прекрасно осознавали, что самолёт отработал свой ресурс. Но знали, что его нечем заменить и были благодарны за то, что есть рейсы в их города», — добавляет он.

Однако не все в Кыргызстане разделяют это мнение — жительница Джалал-Абада Зарина напоминает о недавнем крушении старого Ту-134 авиакомпании «Кыргызстан» в Оше и говорит, что ради безопасности готова добираться в столицу не напрямую:

«Нельзя использовать самолёты, у которых истёк срок эксплуатации», — говорит она.

«Пусть лучше [самолёты] не летают, чем случаются аварии».

На фото: Ан-24 в аэропорту Баткена, ноябрь 2010 года. Автор фото: Бектур Искендер

Редактор: Бектур Искендер


2 КОММЕНТАРИИ

  1. […] Кыргызстанцы могут летать внутри страны только из Бишкека в Ош и обратно — с 2012 года под запрет попали самолёты Ан-24, что привело к приостановке рейсов в те аэропорты, которые рассчитаны только на малые самолёты. В числе городов, которые пострадали … Читать далее → […]

  2. пусть лучше приостановять и ликвидируют эти сроком истекшие самолеты, мы когда летели в г. Ош из Бишкека, у нашего самолета прямо на взлетной полосе когда уже он готовился подняться сгорела правое крыло,нас быстро выводили а самолет на ремонт отправили, и самое страшное, нас после двух часого ожидание другого рейса, посадили на тот же срогевший самолет, а че делать пришлось лететь. дети уж это запомнили навсегда, печально очень.. чиновники одумайтесь!!!

Comments are closed.