Предвзятое отношение, оскорбления и страх нападок заставляют представителей ЛГБТ-сообщества держаться в тени.

Когда отец Алишера узнал, что его сын гей, то избил его армейским ремнем, посадил на месяц под домашний арест, а затем отправил из Таджикистана в Иран в религиозный колледж, чтобы там из него «выбили всю дурь».

На этом дело не закончилось. Будучи в Иране, Алишер узнал, что его отец нанял людей, которые избили его приятеля. После этого Алишер сбежал в Россию, где по сей день работает на рынке.

«Моя семья не знает, где я. Но после всего я не хочу возвращаться, — сказал IWPR этот 23-летний молодой человек. — Я знаю, что родители, да и все остальные дома меня не поймут. Если вернусь, меня будут ждать там лишь ненависть и отвращение».

История Алишера может показаться крайностью, но гомофобное отношение, с которым он столкнулся, является типичным в Центральной Азии.

Организации по защите прав геев и отдельные люди говорили IWPR, что притеснения со стороны полиции и угроза публичного избиения в Таджикистане — а также неприятие и страх быть уволенным в Кыргызстане — заставляют многих геев скрываться или покидать свои семьи и уезжать в страны с более толерантным обществом.

С тех пор как в начале 90-х годов распался Советский Союз, произошли некоторые положительные перемены в отношении прав геев в обеих странах. В Советском Союзе за гомосексуальные связи можно было получить несколько лет тюрьмы. А после его распада уголовная ответственность за это была отменена. Так, сейчас в Кыргызстане, который отличается большей либеральностью, меньше случаев общественного запугивания и ненадлежащего обращения, чем десять лет назад, говорит Максим Братухин, глава Общественной Ассоциации «Патфиндер».

В Бишкеке существуют около десятка организаций по правам сексуальных меньшинств, а также кафе и ночные клубы, где могут собираться члены сообщества ЛГБТ.

Однако активисты-представители сексуальных меньшинств говорят, что положительные изменения происходят слишком медленно, особенно в соседнем Таджикистане, где гомофобия укоренилась еще глубже.

Киромиддин Гулов руководит единственной организацией в Таджикистане, занимающейся защитой прав представителей ЛГБТ-сообщества «За равные возможности». Он рассказал, что представители ЛГБТ жаловались, что их избивают на улице, тогда как даже правозащитные организации не выражают особого интереса к этому вопросу.

Организация «За равные возможности» недавно провела мероприятие, на которое пригласили многие НПО и правозащитные организации, но пришли всего два человека.

По мнению активистов в Таджикистане, проблема заключается в том, что общественность не считает права геев правами человека. Без поддержки НПО, СМИ и правительства кампании по защите прав геев не будут эффективны, считают активисты.

Гомофобия превалирует на менее экономически благополучном и более консервативном юге Кыргызстана, хотя в стране лишь малая часть геев живет открыто. В Кыргызстане, согласно исследованию местных НПО и международных специалистов за 2011 год, от 18 до 36 тысяч геев, однако только 20 из них в Бишкеке и пять в других частях страны сказали правду о себе родным и коллегам.

34-летняя лесбиянка из Таласа, города на севере Кыргызстана, сказала IWPR, что планирует этой весной уехать из-за существующих предубеждений.

Женщина, которая осталась вдовой с двумя детьми, планирует переезд еще с 2006 года, когда она посетила парад представителей ЛГБТ в Праге и осознала, насколько свободными от дискриминации могут быть другие страны.

«Я чувствовала себя свободно, среди своих. Там никто на тебя пальцем не показывает. Они нормально относятся к [гомосексуальности], — вспоминает она о поездке в Чехию. — [У нас] живешь в постоянном страхе – неприятная ситуация… Не хотела бы всю жизнь прожить так».

В 18 лет она стала жертвой традиции под названием «кража невесты» — ее похитили и выдали замуж.

«Я всегда знала, что я лесбиянка, но ничего не могла сделать, потому что жила в очень маленьком селе, где все друг про друга знают», — говорит женщина. О своем браке она говорит: «Было тяжело, жизнь превратилась в привычку».

Хотя она не считает, что может подвергнуться нападкам со стороны окружающих, если ее ориентация станет известна, но говорит, что не чувствует «себя в безопасности. Постоянно приходится скрывать от всех — от друзей, родных, знакомых».

По ее мнению, «вряд ли в скором времени наше общество поймет нас. Может быть, через лет 20-30».

Стремление уехать отмечается повсеместно. Отчет, подготовленный совместно организацией «За равные возможности» и Общественным объединением «Лабрис», которое борется за права ЛГБТ в Кыргызстане, показывает, что многие представители сообщества хотят уехать в Россию или Казахстан, куда не требуется виза. Те, кому это не удается, едут в столицу Кыргызстана Бишкек, где, по словам Братухина, «более либеральный климат».

Гомофобия распространена и среди работодателей. Женщина из Бишкека рассказала, что ее начальник уволил ее из супермаркета, когда стала известна ее ориентация.

«Девушки-коллеги боялись меня. Я не получила никаких объяснений. Меня просто уволили», — сказала она.

Гомофобия может также принимать более тонкие формы. Другой житель Бишкека, который по своей воле покинул компанию, в которой проработал много лет, был удивлен тем, что сказал ему начальник в его последний рабочий день:

«Несмотря на то, что ты гей, ты был таким хорошим специалистом!».

Таджикистан еще более консервативен в своем мировоззрении, и геи там сталкиваются с еще более враждебным отношением. Поэтому многие из них живут как члены тайного политического движения.

Как и в Кыргызстане, население Таджикистана в основном мусульманское, и, по словам опрошенных IWPR, некоторые приверженцы религии считают, что людей, имеющих однополые связи, по религии нужно забивать камнями.

Более серьезная проблема, однако, заключается в ненадлежащем отношении со стороны милиции и широкой общественности.

«Случаи сексуального и физического насилия в отношении геев и бисексуальных мужчин со стороны милиции… часто имеют место», — говорится в отчетах ЛГБТ-организаций.

В некоторых случаях сотрудники милиции относятся к однополым отношениям, будто это до сих пор преступление, арестовывают «подозреваемых» и держат их в заключении в течение нескольких дней, говорят активисты. В связи с этим рассказываются жуткие истории.

Когда 28-летняя женщина-представительница ЛГБТ-сообщества обратилась в милицию с заявлением на бывшего мужа, изнасиловавшего ее в декабре 2010 года, сотрудник милиции посоветовал ей молчать и «сказать спасибо, что ее бывший ее не убил», говорится в отчете.

Мужчина-гей сказал IWPR, что когда он заявил в милицию об ограблении, сотрудник милиции стал оскорблять его и угрожать, а также целый день удерживал его в отделении милиции.

Активисты также утверждают, что у сотрудников милиции существует практика, когда они используют веб-сайты для анонимного знакомства с парнями-геями, а при встрече шантажируют и запугивают их.

Житель Душанбе, которому слегка за 40, рассказал IWPR, что милиция шантажировала многих из тех, кого он знает.

«Есть такие люди, которые, входят в доверие, идут на контакт, но потом начинают угрожать», — сказал он, добавив, однако, что при этом нельзя сказать, что геям в Таджикистане нет жизни.

«У нас не принимают мужчин-геев, — сказал бывший сотрудник МВД Таджикистана. — Может быть, кто-то что-то и скажет им неприятное. Но милиция — это вам не институт благородных девиц, сама по себе работа трудная».

В самом обществе распространено неприязненное отношение к представителям ЛГБТ-сообщества.

19-летний Фуркат Анваров вспоминает недавний случай нападения на парня-гея в районе Филармонии в столице Таджикистана Душанбе.

«Думаю, правильно пацаны сделали, — говорит Анваров. — Был бы там, тоже бы побил его, чтоб другим неповадно было».

42-летняя жительница Душанбе так же сказала, что роль мужчины заключается в том, чтобы создать семью и вырастить детей. В Таджикистане нехватка мужчин из-за войны 1992-97 годов и последующих массовых отъездов мужчин на работу в Россию. По мнению женщины, оставшиеся неженатые мужчины должны жениться.

«Если бы мой ребенок стал таким, я бы от него отказалась», — добавила она.

Гулов привел в пример случай, когда геи в Таджикистане подвергались принудительному «лечению».

«Молодого человека привязали к батарее. В течение недели он просидел в таком состоянии в холоде и голодный, а из него в это время молитвами “изгоняли злых духов”», — рассказал он.

Гомосексуальные наклонности еще одного мужчины стали причиной местного скандала, когда соседи задавали об этом вопросы его родственникам, самого молодого человека задевали на улице и оскорбляли. Наконец терпеть это стало невозможно.

«Молодой человек не выдержал издевательств и повесился», — сказал Гулов.

(Имена некоторых опрошенных были изменены в их интересах.)

Авторы: Умед Олимов, Олимбек Олимов, Мехрангез Турсунзаде — контрибьюторы IWPR в Таджикистане. Екатерина Шошина — студентка Американского университета в Центральной Азии в Бишкеке, Евгения Ким — журналист в Бишкеке и Дина Токбаева — региональный редактор IWPR по Центральной Азии в Бишкеке.

Евгения Ким является выпускницей Школы журналистики Клоопа в Бишкеке.

Мехрангез Турсунзаде является выпускницей партнёрской Школы журналистики Клоопа в Душанбе.

Материал изначально опубликован на сайте Института по освещению войны и мира (IWPR)

48 КОММЕНТАРИИ

  1. […] Предвзятое отношение, оскорбления и страх нападок заставляют представителей ЛГБТ-сообщества держаться в тени. Когда отец Алишера узнал, что его сын гей, то избил его армейским ремнем, посадил на месяц под домашний арест, а затем отправил из Таджикистана в Иран в религиозный … Читать далее → […]

  2. Надо ужесточить закон в отношении к ним. В Финляндии кандидат в президенты открытый гомосексуалист! Нужна политическая воля.

  3. А может в Финляндии выдвигающийся в президенты человек НЕ то чтобы «не боится скрывать свою ориентацию», а гордится этим и хочет стать первым геем президентом в истории страны…Я бы н-р не хотела, чтобы в моей стране президент был геем))))

  4. Я консервативна в этом вопросе. Все религии запрещают однополые отношения, и я на стороне религий. Если поощрять или молча одобрять любой вид предрасположенности к аномальному поведению, то эта предрасположенность может резко развиваться. У каждого из нас заложена предрасположенность к чему-то плохому, но мы обязаны держать этот черт в себе, чтобы не разлагать общество. Я никогда не пойму таких людей, уж простите за такой консерватизм. В других вопросах я очень даже либеральна.

  5. Умида))) Благо, что в нашей стране есть возможность назвать их таковыми, чего трудно сделать, скажем, в любой другой стране нашего региона

  6. Да Бектур, мне кажется что ориентация влияет на всё. Начиная от внешности и до ума. Ведь внешность легко проверить на изменение в худшую сторону, а как проверить ум?это труднее.Я не против геев вообще, т.к. считаю это аномалией, что-то вроде болезни, ну родился человек таким, пусть находит себе подобных и живёт полной жизнью, а во власть «больному» нечего стремится, там хватит своих больных…
    Beka_klooper
    А то, что вы их можете назвать таковыми, от этого им что легче, или от этого голодные становятся сытыми?не поняла вашей радости)))

  7. С чего это, мы под консерватизмом имеем ввиду негативное отношение к гомосексуалом. И положительное отношение к ним — это не либерализм! По крайней мере, в нашем регионе. Поощрять геев, да еще и на законодательном уровне — есть растаптывание наших идеологических, религиозных и нравственных принципов. Геи — такие же граждане как и гетеросексуалы, их никто ни в чем не ущемляет. А, раз уж, они публичные люди, то пускай замалчивают об этом. Ведь, если я люблю понежится сразу с несколькими барышнями, м при этом я какой-н политик, то это не должно быть достоянием общества, т.е. я, просто, не должен об этом говорить)

  8. И ты их стопудово — не зная об ориентации — воспринимаешь абсолютно естественно.

    Эльнура, не рекомендовал бы вам говорить за все религии. Не все религии против геев и лесбиянок.

  9. Умида, я зарегился буквально тока что, и первое, что я увидел — это последние обсуждения гомиков и …. политиков. А радуюсь, потому что у меня выходной, и есть свободное время почитать ваши комменты)) свободные комменты. Слово — не воробей, вылетит, не поймаешь. Поэтому любое сказанное слово(в любом пространстве), рано или поздно доойдет до низ, может и не в прямой форме. Видит бог, что если это правда, она да каким-н образом отразится на них. Ну, или в крайнем случае взыграет совесть.

  10. Возможно Бектур, и меня это не будет шокировать, если они мне признаются в этом. Наоборот, я с большим интересом послушаю их и может даже помогу познакомиться им с подобными им же. Но у руля страны таким делать нечего. ничего хорошего от этого не выйдет. В Содоме и Гоморе тоже гордились своей ориентацией, и чем это для них закончилось?читайте историю друзья))

  11. Beka_klooper
    Рада вашей «живости» и комментам Бека. Только не поняла, то вы имели ввиду, говоря «рано или поздно доойдет до низ, может и не в прямой форме. Видит бог, что если это правда, она да каким-н образом отразится на них. Ну, или в крайнем случае взыграет совесть». Совесть взыграет у тех, кто запрещает?и если отразится, что это значит?что будет, если отразится?поясните, плиз…

  12. Содом и Гоморра — это не история моя дорогая, это Библия. И это не факт! Да вот что-то Амстердам цветет и пахнет). Ну, время покажет..

  13. Умида, все плохо сказанное про людей, если оно правда, в любом случае плохо аукнется на них. А взыграет совесть — если она у них есть, и если они услышать о себе такое, быть может, они опомнятся)

  14. история это или Библия, учёные пока не доказали. И вряд ли смогут, с учётом, что было это 5000 лет тому назад. А вот, что будет в Амстердаме лет эдак ч-з 200-300, вас Бека наверно не волнует…Мы же живём «после нас хоть потоп», главное, что нас это не коснулось…А я хочу, чтобы мои внуки и правнуки жили в обществе, где гомосексуализм считается грехом)).Но, замечу, что я не осмелюсь сегодняшних геев называть грешниками, ибо умею считать и свои грешки. Но пусть у наших потомков будет в списке грехов на этот грешок поменьше…

  15. Но, замечу, что я не осмелюсь сегодняшних геев называть грешниками, ибо умею считать и свои грешки. Но пусть у наших потомков будет в списке грехов на этот грешок поменьше…

    Вообще-то это называется ханжеством. Может лучше пусть будущее будет без ваших «грешков»?

  16. Это произошло около 4000 лет назад. И я вас уверяю, что это не факт,и вряд ли когда-н это будет доказано. Умида, побойтесь Конституции)), я честное слово, очень много задумываюсь о последствиях человеческой распущенности и всегрешья. Я тоже хочу, чтоб человечество жило в мире и радости. Чтоб после меня обо мне отзывались хорошо, равно, как и о моих потомках после их кончины. Как говорил Гюго «Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки». Сегодняшние геи — душевнобольные люди, это и, вправду, психическое отклонение. Но нынешние нравы позволяют им с этим не бороться, мало того, открыто демонстрировать это «отклонение». Я знаю одного гея, увы, ниче плохого сказать про него не могу, а даже наоборот.. Он чень интеллектуально подкованный человек, очччень)) Когда-то мы работали по одной программе, он был руководителем этой программы, я проявил ся тока с хорошей стороны))

  17. Ох какое все таки смелое заявление что в КР у руля власти стоят исключительно гетеросексуалы)))))))) Поверьте среди чиновников очень много геев, наличие семьи и детей не является показателем сексуальности человека.

  18. Бектур, спасибо за хорошее настроение от твоих комментов)) Со своими грешками я то борюсь…И не пойду кричать о грешках, что это мой выбор, и кичится ими. Я против того, что геев и лесби преследуют, но также против того, чтобы гомосексуализм выдавался за норму жизни)).

  19. umida а гомосексуализм и есть норма жизни, также как бисексуализм и гетеросексуализм. Читайте МКБ 10 (международная классификация болезней).

  20. Beka_klooper
    Да, кажется я знаю о ком вы говорите Бека. Мне он тоже очччень симпатичен. И согласна, что проявил себя он неплохо. И вёл себя очень прилично, был ну прямо «душка». Но если бы он начал говорить перед всеми, что быть геем это хорошо, то думаю, я не была бы сейчас такого же мнения о нём

  21. Невозможно читать без улыбки коментарии к публикации. Кто-то пытается в качестве доказательной базы даже «факты» из Священного Писания приводить. Эдакими апологетами ветхозаветных идей в 21 веке выступают. Но здесь есть очень опасный момент. Приводить в качестве доказательной базы выдержки из ритуальных книг былых времен — всегда зарытая по самые ушки свинушка. давайте тогда вспомним и о том, что непослушных детей тоже нужно побивать камнями. Смотрите Второзаконие, уважаемые «знатоки» Торы. А уж про девушек, которые вступили в сексуальную связь до брака….давайте с угрюмой улыбкой промолчим. Надеюсь, уважаемая Умида к этой категории не относится. Хотя, политику двойных стандартов никто не отменял. Просто не стоит выдерать куски из контекста, не зная культурологических и исторических предпосылок. Суждение об интеллектуальных качествах человека, исходя из его ориентации, мягко говоря, не очень позитивно говорит об интеллекте «судей». Опять, либо незнание истории, либо целенаправленное «забывание» многих фактов. Но это на совести «апологетов». В целом, статья вопиет о проблемах, которые были, есть и будут. Убежден, что представителям сексуальных меньшинств следует прекратить себя ощущать в меньшинстве, а просто научиться адаптироваться. Человек, который ощущает себя полноценным, независимо от предпочтений, в любом обществе может жить полноценно…даже в нашем обществе, где идеи эпохи темного средневековья как никогда сильны, ибо ренессанс монотеизма имеет место быть, а мировоззренчесская забитость усугубляет этот процесс.

  22. Дмитрий, а как-то можно адаптироваться к угрозе избиения? Или там привязывания к батарее?

    Beka_klooper, гомосексуальность не является болезнью, но Nik об этом сказал(а) уже.

    Умида, я считаю, что норма — это возможность всем людям любить друг друга. Независимо от того, какая при этом у них комбинация гендеров, ориентаций и чего ещё угодно — это просто ничьё не собачье дело.

  23. Адаптироваться к насилию, увы, нет возможности, если, конечно, личность не склонна к мазохизму в крайней степени выражения. Бектур, я говорю про социальные формы адаптации, которые свойственны индивидуумам с активноАкт насилия может быть произведен над кем угодно. Примеров много.

  24. Вы, Дмитрий, меня, просто, поразили своими знаниями). По поводу моих высказываний, если даже определенные выдержки из вашего толкования наших обсуждений были высказаны не в адрес моих суждений, я бы попытался все таки ответить. Я не придерживаюсь того, что гомосексуалы, ввиду своего отклонения, имеют плюс в интеллекте. Нет, я сказал, что знаю «такого», как интеллектуально развитого чела. Не обобщал, и ,боже упаси.. Был факт, и остается таковым для меня. Я не апологет, а, всего-навсего, сторонник своей позиции. Потому что знаю, что завтра же могу изменить свое мнение под давление определенных аргументов, коими могут стать: личный анализ; время; аргументированные доводы людей в пользу некорректности и неправильности моих суждений; культурный прогресс либерализма, со всеми его вытекающими последствиями, «так называемым» «гуманизмом». Я также убежден, что меньшинствам ничего другого не остается, как приспосабливаться под внешние » раздражители. Тут природа их заставит. И, я здесь согласен, что они ошибка природы, лишняя ветка, которая должна отсохнуть и не дать ответвлений. Что касается, ренессанса монотеизма, то я (вахахахах) впервые слышу такое определение)). Тут конечно такая фишка имеет место быть)). Простите, после 70 лет «застоя», это ожидаемый и предсказуемый всплеск был. Благо, он деформируется и подстраивается под современный уклад, это видно. Не переживайте, здесь «мировоззренческая забитость» заказана), уверяю вас

  25. Я говорю о формах социальной адаптации, которые свойственны индивидуумам с активной личностной позицией. Если женщина терпит избиения мужа на протяжении длительного периода времени, то это уже ее проблема. Она ничего не предпринимает. Это же относится и к представителям секс-меньшинств. Следует разобраться в причинах отношений насильственного характера. Может проблема коренится в поведенческих формах жертвы? Как бы то ни было, я говорю о том, что человек в праве определять круг своего обитания. Здесь очевидны два варианта. Либо жертва покидает круг, либо адаптируется. Другого более эффективного метода пока не придумали. Все провозащитные организации — это укус комара на попке у слона, не более того. Речь идет о сознании. Пока общество не минует фазу тотального непрятие «инаковости», подобные вещи будут происходить. На мой взгляд, гораздо эффективнее говорить представителям секс-«меньшинств» (я специально беру в ковычки слово меньшинства, так как пока они себя будут таковыми ощущать, их и будут гнобить) о том, что и как нужно делать в гетеросексуальном обществе, чтобы научиться чувствовать себя полноценным, чем устраивать показные ивенты в защиту прав «меньшинств», что вызывает понятную реакцию неприятия «большинства». Конформные опции совместного проживания должны быть культивированы на первом этапе. причем эти формы должны реализовываться в рамках светских подходов, а не псевдорелигиозных трендов, типа новых либеральных богословов. Всегда есть мораль и этические нормы высшего порядка, которые являются основой любой мифологически-религиозной формы мышления. Вот на них и следует делать акцент.

  26. Бека, читайте мой коментарий более внимательно. Я не отвечал на вашу запись. Я отвечал на запись девушки.

  27. Насчет 70 лет…Бека, тут палка о двух концах. Да, люди получили свободу, но, к сожалению, наше общество не может пользоваться свободой. И далек тот час, когда научится. Отсюда все вытекающие проблемы заполнения идеологического вакуума, который уже 20 лет наблюдается.

  28. Я согласен с Вами Дмитрий. Здесь, конечно, мы не преуспели. Но у нас есть козырь — наджда, по крайней мере у меня)). Народ(я имею ввиду все народности бывшего Сов.С.), который прыгнул от феодализма в соц. общ строй когда-то, не может адаптировать к нынешним культ. реалиям. Наверстываем

  29. Хочу всем сказать, что Beka_klooper — это не я, а то некоторые уже так подумали. Со средневековыми взглядами этого юзера я не согласен ни на один процент.

  30. Хочу всем сказать, что Beka_klooper — это не я, а то некоторые уже так подумали. Со средневековыми взглядами этого юзера я не согласен ни на один процент. хе хе)). Вот, мля я прогоняю. Извините люди, я забыл совсем, вчера по-пьяни создал, еле вспомнил, это я!

  31. Все чаще крайними становятся либо евреи, либо педерасты, зато все остальные такие белые и пушистые аж в глазу зачесалось.

  32. Евреи виноваты в том, что мы сегодня имеем возможность сидеть за компом, читать газеты, попивать кофе, пользоваться достижениями их расы, но при этом поносить их)

  33. Больше всего поразила девушка, которая говорит, что с легкостью откажется от сына, если узнает что он гей. Легче всего отказаться чем разобраться в ситуации, морально помочь, поддержать.
    Мрак

  34. Кто еще тут приводит Ветхий завет и особенно историю Содома и Гоморры? Вы хотя бы читали эту историю? Там нет ни слова про гемосексуальность. Зато есть история попытки изнасилования. Хотя далее в Библии совершенно нормально описывается история того как Лот сам предлагает своих дочерей этим насильникам, а позже эти же дочери со своим же отцом занимались сексом и забеременели. Так как понимать Библию в этом случае?

  35. Ох, ни хера се.. А я вот, как раз таки читал, что именно ГОСЕКСУАЛИЗМ имел место быть в этих городах, читал, что в оригинале Писания даже описывались подробно случаи этого явления. ТОка вот, про инцест Лота там не упоминалось.

  36. Гонения на геев не приемлимы, у всех права равные, но пропаганда гомосексуализма еще более неприемлема. Почему на Клоопе это тема всегда форсируется?

  37. Гомосеков не надо избивать, издеваться над ними. Их надо сажать по закону! И не надо их защищать! Никто не хочет чтоб его ребенок или родственник стал гомосеком. Или хочет? Скажете демократия, конституция? Нужна ли такая демократия, которая приводит к извращению, к моральной деградации общества, к несчастью?!

  38. Джан, ну вы гоните нереально. По какому ещё закону надо сажать геев? У нас нет ни одного закона, который запрещал бы гомосексуальность.

    Ну ничего, с возрастом у вас пройдёт.

    Чивас, работа журналистов — рассказывать читателям об интересных явлениях, проблемах, фактах, событиях.

    Клооп считает, что тема отношения к ЛГБТ в Центральной Азии — это интересное явление и проблема.

    С таким же успехом можно сказать, что мы пропагандируем политику, культуру, спорт и прочее, что освещаем.

  39. Уважаемый jan, а давайте по закону сажать людей с рыжими волосами и зелеными глазами? Или давайте сажать по закону людей ростом 175 см к примеру? Как вам такое решение?

  40. Каждая истина имеет право на существование. Но проблемы надо решать.

  41. Почему все пишут «гомосексуалы такие же люди как гетересексуалы»? Почему бы не наоборот, гетеросексуалы такие же люди как гомосексуалы

комментарии закрыты.