От сгоревшей машины Садыркулова осталось не так много уцелевших деталей.


Военный суд Кыргызстана второй день подряд заслушивает свидетелей по делу о гибели Медета Садыркулова, экс-руководителя администрации президента Курманбека Бакиева. Сотрудник госцентра судэкспертизы рассказала о том, как власти не дали ей снять пробы с автомобиля, в котором погиб политик.

Сотрудник государственного центра судебной экспертизы Елена Яковлева проводила первичную экспертизу автомобиля, в котором 13 марта 2009 года сгорел Медет Садыркулов.

Изначально власти называли причиной гибели политика автокатастрофу, но после свержения Курманбека Бакиева в 2010 году следствие выдвинуло версию о том, что Садыркулов был убит по приказу брата президента Жаныша Бакиева и затем подожжён в машине уже будучи мёртвым.

Яковлева подтвердила на судебном заседании 13 июля, что власти не дали ей снять пробы металла с обгоревшего кузова автомобиля «Лексус», в котором тело Садыркулова было обнаружено вместе с телами его водителя и Сергея Слепченко, экс-директора Международного института стратегических исследований.

Проба металла помогла бы установить, каким образом автомобиль сгорел — был ли он подожжён намеренно или загорелся из-за столкновения с «Ауди» в ущелье к югу от Бишкека, как было объявлено официально.

«Следователя я предупредила, он проигнорировал. Мы сами по закону вещественные доказательства трогать не можем», – сказала эксперт на суде.

Яковлева также заявила, что автомобили, пострадавшие в «автокатастрофе» были сразу же перевезены на стоянку — их убрали до приезда экспертов.

Много людей на месте аварии

Занимавшаяся в 2009 году делом Садыркулова следователь бишкекского ГУВД Сангуль Кожомбердиева одной из первых приехала в ущелье, где был обнаружен автомобиль с телом Садыркулова.

Она также дала показания в Военном суде — по её словам, до приезда экспертов и прессы вокруг сгоревшей машины Садыркулова было много людей, и она не видела, кто именно увёз автомобили.

Первичная экспертиза заключила, что очаг возгорания находился в зоне столкновения двух автомобилей — что стало основанием для версии об автокатастрофе.

Повторная экспертиза была проведена 26 сентября 2011 года. Ее проводила заведующая отделом судебных пожарно-технических экспертиз государственного центра судебной экспертизы Аида Кадырова.

Она сообщила суду, что по результатом вторичной экспертизы в «Лексусе» было три очага возгорания: один внешний — вся левая сторона джипа — и два внутри салона – в передней и задней части «Лексуса» с правой стороны.

«Когда говорится о трех очагах пожара — это уже поджог», — заявила эксперт.

В 2011 году было также установлено, что для поджога «Лексуса» применялись воспламеняющиеся жидкости и ускорители горения.

«Какие именно вещества применялись установить не удалось – прошло слишком много времени», – рассказала Кадырова.

Готовил свержение

Садыркулов, несколько лет служивший правой рукой президенту Курманбеку Бакиеву, погиб в марте 2009 года вскоре после своей отставки с поста главы аппарата президента.

Он возвращался из Казахстана, где, предположительно, готовил «свержение» президента — об этом, в том числе, говорилось в секретных письмах посольства США, которые были опубликованы сайтом «Викиликс». Посольству США Садыркулов рассказал о своих планах свержения незадолго до гибели.

При президенте Бакиеве официальной версией гибели называлась автокатастрофа — милиция тогда заявила, что белая «Ауди» под управлением Омурбека Осмонова врезалась в джип Садыркулова в ущелье Кой-Таш, после чего обе машины загорелись.

После свержения Бакиева слушания по делу о гибели Садыркулова были возобновлены, а следствие выдвинуло новую версию, согласно которой Садыркулова и его попутчиков убили по приказу брата Бакиева Жаныша.

Автор: Александра Ли