Журналист русской службы Би-би-си Иван Дементиевский рассказывает о своем путешествии по Кыргызстану в фотографиях. По словам автора, ему хотелось посмотреть на страну как можно более непредвзято.

Оригинал статьи опубликован на блоге Дементиевского

Бишкек встретил жарой, и уже привычной для любого аэропорта толпой таксистов, на ломаном русском предлагавших свои услуги. Меня встретил один мой знакомый, и мы поехали к Юре.

Юра, уже немолодой мужчина, в прошлом, по всей видимости, военный, работает таксистом и гидом, с ним мы и договорились вместе путешествовать по стране.

И хотя был конец мая, черешня и абрикосы в его саду уже поспели и каждое утро начиналось с того, что я брал стремянку и часами пропадал в саду.

Сам город смотреть специально не стали, но увидев рабочий автомат с газировкой, не смогли удержаться, остановились и выпили по стакану. Как же, символ ушедшей империи!

Еще одно место, которое вернуло на пару тройку десятков лет назад — это городской рынок, к сожалению, поснимать там не удалось, хотя сюжетов было более, чем достаточно.

Но вот все приготовления окончены и рано утром мы выехали. Я никак себе не представлял Киргизию, хотя, конечно же, обманываю: какой-то смутный образ у меня сложился. Но я не стал изучать глубины интернета и читать рассказы путешественников, хотелось посмотреть на страну как можно более непредвзято.

Сначала мы отправились к Иссык-кулю и уже в первый день искупались в его водах. Май, тут еще не сезон и мы бродим по окрестностям в одиночестве. Немногочисленные отели и рестораны пустуют, дожидаясь июня, вот тогда вода в озере прогревается и многие едут сюда отдыхать.

Само по себе озеро не такое интересное, что бы я мог неделю торчать на его берегах. У нас есть машина, и мы исследуем разные ущелья вокруг самого крупного водоема Киргизии. И вот тут-то я понял, насколько разнообразна и интересна природа этой страны.

От Иссык-куля можно добраться ещё до одного интересного места – высокогорного плато Барскоон. Это уже 4000 метров над уровнем моря. Без должной подготовки тут начинает болеть голова, это первые признаки горной болезни. Но тут так красиво, что мы все забываем про головную боль, и то что на улице холодно и сыро.

Высокогорное озеро Сон-куль.

Наездившись по окрестностям Иссык-Куля, мы решили отправиться на высокогорное озеро Сон-куль. Там мы планировали жить прямо в стойбище. По дороге, уже у самого озера встретились самые настоящие яки, которых я тут, если честно, не ожидал увидеть.

На плато и у озера оказалось очень интересно. Погода менялась молниеносно, то идет снег, то светит солнце, а бывало и то и другое вместе. Для обычного туриста это не очень комфортно, но если ехать туда за фотографией, лучшее место еще стоит поискать!

В последний вечер перед спуском вниз, мы даже рискнули искупаться. Вода по ощущения, градусов пять не больше, а утром лужи и мелкие заводи были под тонкой коркой льда. Впрочем, солнце жарит тут немилосердно, и днем может быть очень тепло.

Теперь наша дорога лежала в Бишкек, а оттуда к границе с Таджикистаном.

Дав отдых себе и что-то подлатав в машине, через пару дней мы вновь выезжаем из Бишкека. Если над городом постоянно безоблачное небо, то впереди у нас были горы и вскоре мы попали под моросящий дождик. Впереди несколько высокогорных перевалов Тёё-Ашу 3586 и Ала-Бель 3184. На Тёё-Ашу, чтобы его пересечь, надо проехать по длинному туннелю, пробитому в скале.

Когда мы туда подъехали, уже выстроилась целая очередь из машин. Оказалось, все ждали, когда несколько отар с овцами перейдут с одной стороны на другую. А после перевала открывалась долина с извивающейся дорогой и огромным количеством юрт с обеих сторон.

В этот день довольно скучная дорога завершалась недалеко от Токтогульского водохранилища. Когда мы добрались до озера, дул очень крепкий ветер и с неба срывались редкие капли, готовые вот-вот разразиться тропическим ливнем.

Но что-то заставило нас подождать немного, где-то с полчаса, и мы стали свидетелями невероятного светового шоу, которое не оставило равнодушным никого, кто по какой-то случайности оказался в тот момент на берегах Токтогула.

Наверно, это был самый яркий момент нашего путешествия по Киргизии.

Утром, когда мы проезжали ещё раз Токтогульское водохранилище, оно было абсолютно безмятежным, а наш путь дальше, в сторону Сары-Таша и потом далее, к границе с Таджикистаном.

Погода снова испортилась, но виды были настолько красивыми, что снимали несмотря на постоянную сырость, лившуюся с неба.

К вечеру, мы наконец-то увидели Сары-Таш, а за ним огромную, сверкающую своей неприступностью горную цепь, а где-то справа в облаках угадывались очертания Пика Ленина…

Где-то среди этих гор есть перевал, к которому ведёт старая и очень разбитая дорога. Когда-то по ней было оживлённое движение, но теперь в день три-четыре машины, а то и вовсе никого. Но это будет уже другая история, о том, как мы путешествовали по Таджикистану, Ваханскому коридору и смотрели, как живут люди за рекой. А за рекой был Афганистан…