В 2012 году я приехала в Польшу на пару месяцев и встретила там девушку из Кыргызстана. Для многих поляков что моя маленькая страна в Центральной Америке, что ее маленькая страна в Центральной Азии были одинаковы незнакомы и экзотичны. Это, наверное, нас объединило: гордость за наши страны и боль от их неизвестности в мире. Шучу. Но мы очень близко подружились, путешествовали вместе по Европе и обещали приехать друг к другу в гости. Я сдержала свое обещание.

Оригинал материала опубликован на сайте Sheisnomad. Автор статьи — Наргиза Жетигенова

Мне до конца не верилось, что еду в Кыргызстан. Было ощущение, что отправляюсь на край света. Хотя, в каком-то смысле, так оно и было. Во-первых, летела я с Сан-Хосе до Рима, из Рима в Стамбул, и из Стамбула в Бишкек. Во-вторых, впервые в жизни для въезда в страну мне надо было подавать на визу.

В 134 страны граждане Коста-Рики могут въезжать без визы или получают ее по прилету (для сравнения, кыргызстанцам не требуется виза для въезда в 58 стран). О посольствах или консульствах Коста-Рики в Кыргызской Республике, ни Кыргызской Республики в Коста-Рике не было и речи. Мало того, в Бишкеке мне предложили помощь с бразильской визой, будучи уверенными, что Коста-Рика — это город в Бразилии.

В аэропорту Рима меня задержали из-за кыргызстанской визы. Она была полностью на русском, а человек, проверявший мои документы, разумеется, русского не знал. «Зачем вы едете …. туда?», — строго спросил он.

В его выражении лица я узнала реакцию большинства моих друзей и родных на мое решение навестить подругу в Центральной Азии. Позадавав вопросы, он начал искать людей, которые умеют читать на русском. Таковых не находилось, но он не сдавался. Я уже порядком подустала и не скрывала этого. Ему было все равно. В конце концов, он сам устал и отпустил меня с пожеланием хорошо повеселиться.

Чтобы накопить на эту поездку, я устроилась на работу с почасовой оплатой, и работала с 6-7 утра до 8-10 вечера. Я радикально сократила расходы: не ходила на вечеринки, в кино, никуда не ездила, не покупала одежду, не дарила подарки, не покупала напитки и еду в кафешках, готовила и кушала только дома.

Когда я коплю на путешествия, я ежедневно предвкушаю радость от новых знаний, мест, людей, культур. Поэтому, жертвовать привычным образом жизни ради того, чтобы накопить на возможность увидеть мир не вызывает во мне ни капельки сложности.

В Риме я погостила у подруги, с которой тоже, кстати, подружилась в Польше. Я бывала в Италии прежде, но она показала мне «свою Италию». Познакомила меня со своими друзьями, повела в свои любимые места, показала свой университет. Она удивительная, говорит на польском, испанском, русском, изучает медицину на итальянском, много читает и постоянно путешествует.

Я нашла место, где живет мой типаж парней (смеется). Это Стамбул. Вообще, в Турции люди очень расслаблены и умеют наслаждаться жизнью. Неспеша завтракают, неспеша пьют чай, смотрят на море, красиво разговаривают и красиво живут.

Но главной целью был Кыргызстан, где я провела три с лишним недели. Подруга познакомила меня со своими друзьями, отвезла на юг в свой родной город, поводила по столичным мероприятиям. Я попала даже на ее стипендиальный выпускной в этническом ресторане в горах.

Кыргызская кухня кардинально отличается от костариканской. Мы едим много курицы и рыбы с рисом и фасолью. Много кукурузы, креветок, овощей, зелени, пальмовых листьев и супов.

Столько мяса и хлеба, как в Кыргызстане, я еще не ела. Я переедала потому, что все было настолько вкусно, что было трудно отказаться. И угощают так, что отказываться невежливо. Еще чая! Много чая! Мы очень редко пьем горячее, а там чай подавала всегда и со всем.

Я попробовала столько всего того, чего не пробовала никогда в своей жизни. И даже не подозревала об их существовании. Например, кобылье молоко. Кумыс. Куруты. Конина. У нас конина запрещена.

Свели меня с ума вишни и ягоды. Я их очень люблю, но в моей стране это непозволительная роскошь. Я плачу доллара три (сомов 200) за пять вишенок, а на кыргызстанском рынке целое ведро стоило почти ничего. Я покупала ведрами и ела столько, сколько могла в себя вмещать. Косточки от вишен я собрала, увезла к себе в Коста-Рику, пыталась вырастить их.

Кыргызстанская молодежь тоже очень отличается от костариканской. Во-первых, мы очень долго учимся и к 30 годам только заканчиваем учебу и начинаем карьеру. Я, например, архитектуру изучала семь лет. В Кыргызстане же к 30 успевают завести семью, детей и сделать успешную карьеру.

Многие молодые люди, с кем я познакомилась в Бишкеке, были уже директорами компаний или кем-нибудь в топ-менеджменте. Но главное отличие, что кыргызстанская молодежь очень энергичная, активная, чем-то занимаются, за что-то борются. Мне кажется, мы в этом плане слишком расслабленные.

Коста-Рика и Кыргызстан схожи тем, что в них живут представители самых разных этнических групп. Но отличаются тем, что кыргызстанцы четко идентифицируют себя по этнической принадлежности.

«Я — уйгурка, я — украинец, во мне течет узбекская, азербайджанская, русская и корейская крови». Такое в моей стране вряд ли услышишь. В современной Коста-Рике живут метисы, мулаты, азиаты, индейцы, черные, белые из самых разных этнических групп и все спокойно перемешиваются, но называют себя все «коста-риканцами».

Как архитектору мне были любопытны здания с советских времен и новые застройки. Это тоже совсем иной мир для меня, ведь я впервые в постсоветской стране. Строгие, прямоугольные здания, такие же ровные, перпендикулярные улицы Бишкека. И зелень повсюду в городе.

Хотя я из «зеленой» страны с «зеленой» электроэнергией, но меня поразило как много было в городе деревьев. У нас на улицах, в основном, кусты, не так много таких огромных деревьев. Это было необычно.

Я часто говорю «необычно», да? Просто для меня всё-всё было по-другому, и потому все меня удивляло и очаровывало. Лошади, природа, горы, конные виды спорта.

Хотя, есть две вещи, которые удивили, но совсем не очаровали: кража невест с целью женитьбы и мусор в горах. В горах я пыталась собирать мусор. А вот ущемление чужих свобод — эта тема посложнее. Я много думаю об этом, читаю, хочется, чтобы это менялось.

Если составить рейтинг необычного для меня в Кыргызстане, то первое место займет умение сидеть на корточках. Почти все, кого я встречала умели это делать! Даже моя подруга!

Впервые я увидела такую позу на улице: много парней сидели на земле на корточках, потом увидела сидящих так на трубе, на скамейке. Причем с очень расслабленными лицами! Я никогда прежде не видела, что можно так сидеть и одновременно отдыхать. Я много тренировалась, долго не получалось. Когда получилось наконец-то так сесть, не получилось расслабленное выражение лица.

Путешествия делают меня уверенней, сильней и счастливей. Я узнаю мир, людей и себя. Я чувствую себя маленькой частицей большого и уютного мира. И отчасти становлюсь добрее. Pura Vida, Кыргызстан! Спасибо за гостеприимство!

По теме:

  • Фото: Путешествие русского императорского фотографа по Центральной Азии
  • Кыргызские горы глазами петербургского физика-фотографа
  • Полететь через Бишкек транзитом и влюбиться в него