Британский фотограф Стивен Грэм путешествовал по Центральной Азии в начале XX века — за время своего визита он сделал несколько исторических снимков народов, населявших этот регион и написал книгу «Через русскую Центральную Азию». В ней он описал всю свою поездку по региону.

Российские завоевания. Часть II

Читать первую часть

Русские запугали население Центральной Азии, и жители этого региона начали верить, что за имперскими войсками стоят некие магические силы, и противостоять им напрасно. За испугом последовало смирение и осознание факта, что русские теперь главные.

Вскоре после этого российские переселенцы начали строить школы, церкви, крепости , бараки, магазины, города, села, и никто не мог им помешать.

Русский учитель: школа в Ташкенте
Русский учитель: школа в Ташкенте

Торговля полностью перешла русским купцам, а возле старых городов начали появляться новые — новая Бухара рядом со старой, то же самое и с Ташкентом, и местные мусульмане стали воспринимать это как волю Бога — они не воинственные в принципе.

Они не как мусульмане, живущие под протекцией Британии, или как те, что живут в Османской империи. Я не исключаю возможности, что если большая часть Турции и Армении перейдет России в результате этой Первой мировой войны, то мусульмане того региона успокоятся и примут всё, как волю всевышнего. Они как и мусульмане Центральной Азии считаются более спокойными.

На протяжении всей прошлой зимы Германия стремилась подговорить народы исламского Востока на борьбу с Англией, Францией и Россией. В этом стремлении они нашли общий язык с Османской империей. В результате этого, арабы Месопотамии (нынешняя территория Ирака, Сирии, Турции, Ливана, Израиля, Палестины и Синайского полуострова — прим. ред) начали священную войну против Англии.

Персию эта война немного всколыхнула. В Индии тоже начались волнения, как, впрочем, и в Афганистане, где могла начаться реальная борьба против британских колонистов. Однако, не было и малейшего шанса, что эти настроения перекинутся на мусульман, которые жили на территории Российской империи. Жители русской Центральной Азии были преданы царю и не хотели ссоры с его войсками.

Добродушные пастухи. Все киргизы
Добродушные пастухи. Все киргизы

Контроль над недавно завоеванными территориями обеспечивался в том числе благодаря центральноазиатской железной дороге. Строительство железнодорожных путей было очень мудрым решением царского правительства.

Кроме того, строительство железной дороги выявило некоторые проблемы в российской инженерии, которая смогла спроектировать строительство путей через степи, поля, и даже пустыни, однако горы ввели инженеров в ступор.

Строительство центральноазиатской железной дороги в свое время начали для того, чтобы утихомирить текинцев (одно из крупнейших племен, проживающих в Туркменистане, прим. ред). Для достижения этой цели был построен специальный стратегический отрезок дороги от прикаспийского поста в Красноводске (нынешний Туркменбашы, прим. ред) до оазиса около Кизыл Арвата (нынешний город Сердар, прим. ред).

Отрезок был построен напрямую через пустыню, и в первую очередь служил для быстрого переброса войск в эту часть страны. Нельзя сказать, что дорога была построена качественно — она была слишком свободной, незащищенной, поезда по ней передвигались медленно, а сами пути были под бесконечной угрозой разрушения от песчанных бурь.

Во время военных операций против текинцев в 1881 году буря разрушила Гёкдепе. В декабре того же года был запущен первый поезд до Кизыл-Арвата.

Кизыл-Арват оставался конечной станцией железной дороги, пока не начались стычки с афганцами в марте 1885 года, когда царское правительство серьезно задумалось о продлении дороги. В июне того же года царь принял решение продлить железную дорогу к афганской границе, и уже к декабрю 1885 года группы российских железнодорожных войск проложили 136 миль путей до Ашхабада, который находится у северных границ Персии. Когда Мерв был аннексирован, железную дорогу продлили до него.

Железнодорожная станция в Красноводске. Фото: Генри Норман
Железнодорожная станция в Красноводске. Фото: Генри Норман

К декабрю 1886 года дорогу продлили до города Чарджоу (нынешний Туркменабат — город на востоке Туркменистана, прим. ред), который находится на побережье Амударьи. После того, как через реку построили мост, железную дорогу проложили вплоть до Бухары и Самарканда.

Вскоре правительственные структуры пустили по Амударье пароход, который ходил между Чарджоу и Хивой.

В 1888 году железную дорогу продлили до Самарканда, и это событие было отпраздновано с помпой. Я думал, что русские не намерены развивать свою железную дорогу дальше, однако они всё же продолжили её развитие. Строительство продолжилось в южном направлении — до перевала Гинду Куш, на границе с Афганистаном, и в восточном направлении — до Андижана и Коканда.

Русские построили железную дорого из Петрограда, через Оренбург, пустыни вдоль берегов Сырдарьи, и до Ташкента и Туркестана. В результате дорога пролегла от берегов Балтийского моря и до крайних границ Центральной Азии — в каких-то нескольких сотнях километров от Британской Индии.

Центральноазиатская железная дорога. Карта из книги Джорджа Добсона, который также путешествовал по Центральной Азии в 1890-е годы.
Центральноазиатская железная дорога. Карта из книги Джорджа Добсона, который также путешествовал по Центральной Азии в 1890-е годы.

В 1916 году был запущен первый поезд по новому отрезку железной дороги, который соединил Россию и Западный Китай. Теперь стало возможным путешествовать в Шымкент по железной дороге, а к следующему году пути продлят до Аулие-Аты (Тараз, прим. ред). Хотя, если бы англичане пришли на эту землю, то к этому моменту инфраструктура железной дороги была бы более развита в Центральной Азии.

В любом случае, главной целью строительства железной дороги было утихомирить, и не без крови, племена во всех уголках империи. Но будущее дороги — отнюдь не в обслуживании армии, а в развити торговли и Российской империи на её южных рубежах.

Имперские завоевания России были успешно достигнуты благодаря её армии и военной мощи, а закреплен этот успех был благодаря строительству железной дороги и колонизации. Никогда нельзя забывать о роли колонизации народов на завоеванных территориях. В конце концов, единство достигается прочностью связей в рамках национальных семей. Ничего в данный момент не мешает России, и она тихо завоёвывает пустеющий Восток.

Было бы забавно увидеть ежегодные отчеты российского правительства, на которых с каждым разом будет изображено всё больше и больше новых точек поселений в лесах и пустынях, которым уже успели дать имя, новых ферм, рост населения поблизости городов, расцвет самых дальних точек империи, куда пришли русские.

Несколько сотен семей были переселены на север Персии, столько же в Монголию и Китай. Массовое заселение новых территорий началось, и это не из-за перенаселенности европейской части России. Территория всей России, за исключением индустриальных центров, не может похвастать достаточной плотностью населения. И все из-за обширности территории. Почему же тогда Россия должна увеличивать присутствие русских в Азии? А почему не должна-то, собственно? Она имеет доступ к пустеющим землям Азии.

Русские переселенцы в Центральной Азии. Фото: Генри Норман
Русские переселенцы в Центральной Азии. Фото: Генри Норман

Старый мир, находящийся в запустении, к которому русские имеют доступ — к этой пустой и безлюдной территории. К тому же, народы этой земли — странники, которые кочуют с места на место испокон веков. Встречный ветер всегда дует им в лицо, этим азиатским цыганам, чье сердце кочевника управляет разумом — они любят дорогу и приключения. Они искатели. Даже самые материалистичные из них, которые в меру показывают свою религиозность окружающим, лелеют мечту о том, чтобы найти золотые копи где-то за горизонтом.

Они относятся к оседлому образу жизни с неким сомнением, поэтому они смотрят с отвращением на то место, где пребывают слишком долго, и именно поэтому они постоянно уходят всё дальше и дальше от центра России, куда-то на вечно зеленеющие дикие поля.