Парламент рассмотрел первый пакет законопроектов по вступлению Кыргызстана в Таможенный союз. Редакция Kloop.kg начинает серию материалов, в которой объясняет, какие законы поменяются после интеграции.
Первый пакет изменений в законодательство Кыргызстана состоит из 16 документов — всего властям страны надо принять около 40 законопроектов, чтобы соответствовать критериям Таможенного союза.
Кыргызстан намерен, по словам президента Алмазбека Атамбаева, войти в Таможенный союз до начала 2015 года. Этот процесс сопровождается многочисленными дебатами о положительных и отрицательных последствиях, с которыми может столкнуться Кыргызстан при вступлении.
Редакция Kloop.kg разобрала первые четыре документа о внесении изменений в сферы лицензирования, дорожной безопасности, таможенных тарифов и лицензирования.
В сфере лицензирования
Нововведения:
- новый вид лицензии — исключительная;
Исключительная лицензия — это лицензия, которая предоставляет исключительное право на использование предмета соглашения в оговоренных пределах. При этом выдающая такую лицензию сторона не выдает аналогичные лицензии третьим лицам.
Надо будет получать лицензию на:
- импорт и экспорт вооружений и военной техники, а также любой продукции военного назначения;
- импорт, экспорт и транзит специфических товаров, которые запрещены или ограничены странами Таможенного союза;
Не надо получать разрешение на:
- ввоз б/у автомобильных шин с целью их вторичного использования;
- право вывоза культурных ценностей;
- ввоз или вывоз за пределы Кыргызстана объектов животного и растительного мира, их частей или дериватов;
- ввоз и вывоз из Кыргызстана, разработка, производство, реализация, приобретение, хранение, перевозка специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
- ввоз и вывоз из Кыргызстана шифровальных средств и пакеты программ для шифрования, нормативно-технической документации к шифровальным средствам;
Ограничение в выдаче лицензий и разрешений на:
- то, что связано с ввозом, вывозом и разработкой наркотических и психотропных веществ и прекурсоров;
Комментарии парламентских комитетов:
Комитет по экономической и фискальной политике, в целом, принял изменения без каких-либо возражений. Первый комментарий был к тому, где должна в тексте закона располагаться новая форма лицензии — исключительная.
«Однако считаем, что термин «исключительная лицензия» отражает не форму лицензии, а её содержание в определении совокупности принадлежащих лицензиату прав», — сказано в заключении комитета.
Вторым комментарием парламентский комитет попросил четко связать понятие внешнеэкономической торговли с понятиями экспорт и импорт.
Полный пакет документов по законопроекту «О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республики»
В сфере закона о наркотических веществах
Нововведения в законе:
- законодательство о наркотических веществах стало регулироваться международными договорами, участницами которых является Кыргызстан;
- сведения о выданных лицензиях и разрешениях становятся информацией ограниченного доступа;
- ввоз, вывоз и транзит наркотических веществ регулируется законом «О лицензионно-разрешительной системе»;
Новые документы:
- физические лица должны иметь подтверждающие медицинские документы, если они перевозят наркотические или психотропные вещества или прекурсоры для лечебных целей по территории Таможенного союза;
- транзит наркотических веществ осуществляется лишь при наличии лицензии или разрешения, выданными властями Кыргызстана;
Комментарии парламентских комитетов:
Комитеты по экономической и фискальной политике и по законности, правопорядку и борьбе с преступностью приняли изменения без возражений и направили законопроект в комитет по социальной политике.
Комитет по социальной политике одобрил изменения без возражений.
«Одобрить концепцию проекта закона Кыргызстана «О внесении изменений и дополнений в закон «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах». Внести указанный проект закона на рассмотрение Жогорку Кенеша и рекомендовать принять его в первом чтении», — сказано в заключении.
Полный пакет документов по законопроекту «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах»
В сфере таможенных пошлин
Тарифная политика в области установления импортных и экспортных таможенных пошлин позволяет государству устанавливать цены на ввоз тех или иных товаров.
Что в сфере тарифов перестанет определять Кыргызстан:
- один из видов таможенных пошлин — особые — станет определяться законодательством Таможенного союза и по итогам решения Евразийской экономической комиссии;
- ставка таможенных пошлин на ввоз товаров будет определяться Единым таможенным тарифом Таможенного союза;
- преференции по таможенным пошлинам будут предоставляться на основании международных договоров;
- для установления всех видов таможенных тарифов для импорта и экспорта товаров правительству не потребуется согласовывать ставки с парламентом Кыргызстана;
Таможенные преференции:
- таможенные пошлины на ввозимые товары будут устанавливаться в зависимости от страны производства товара — от этого же будет зависеть необходимость предоставления преференций;
- в отношении ввозимых товаров может устанавливаться тарифная квота, которая устанавливает более низкую ставку на определенный срок — однако, при превышении квоты на ввоз, возвращается Единый таможенный тариф ТС;
- ввоз товаров в рамках квот осуществляется на основе лицензий;
- тарифные льготы ранее устанавливались Таможенным кодексом Кыргызстана, однако после вступления в ТС, будут устанавливаться Таможенным кодексом наднациональной организации;
Что исчезнет из закона:
- таможенный тариф Кыргызстана заменится Единым таможенным тарифом, который будет защищать рынок стран-членов Таможенного союза от товаров из третьих стран;
- исчезнет «режим наибольшего благоприятствования» для товаров из стран вне Таможенного союза — для них установится Единый таможенный тариф Таможенного союза;
- исчезнут все рамки, связанные с членством Кыргызстана во Всемирной торговой организации: тарифная политика, предоставление льгот и преференций — всё это будет регулироваться властями страны и законодательством ТС;
Комментарии парламентских комитетов:
Комитет по экономической и фискальной политике принял изменения без возражений.
Полный пакет документов по законопроекту «О таможенном тарифе»
В сфере закона о дорожном движении
Исключаются (на стадии обсуждения):
- статья 10, где была прописана персональная ответственность исполнителя проекта за некачественное строительство, ремонт или реконструкцию дорог;
- статья 11, согласно которой регламентированы основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог;
- статья 14, где прописаны требования по безопасности при изготовлении или реализации транспортного средства или запчастей, составных частей или оборудования;
- статья 18 об основаниях и порядках эксплуатации транспортных средств;
Вводится техосмотр транспортных средств для:
- коммерческих перевозчиков (такси и маршрутки);
- перевозчиков обычных, специальных и опасных грузов;
- автомобилей скорой медицинской помощи;
- пожарных автомобилей;
- автокранов, автолесовозов, автосамосвалов, автоцементовозов, автомусоровозов, автоэвакуаторов;
- транспортных средств для перевозки длинномерных грузов;
- сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов;
- самоходных специальных технологических машин;
- транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов;
- транспортных средств юридических лиц;
Частота прохождения техосмотра:
— перевозчики пассажиров, опасных и специальных грузов — два раза в год;
— такси, грузопассажирские, грузовые транспортные средства, состоящие на балансе юридических лиц, специальные и специализированные транспортные средства с годом выпуска:
- до 3 лет — не подлежат;
- от 3 до 7 лет — раз в два года;
- старше 7 лет — ежегодно;
Все другие транспортные средства, за исключением тех, для кого вводится техосмотр, проходят его в добровольном порядке.
Права на техосмотр:
- проводят техосмотр специализированные диагностические центры;
- станции техобслуживания (СТО) не имеют права проводить техосмотр;
Комментарии парламентских комитетов:
Комитет по экономической и фискальной политике принял изменения без возражений.
Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству настоял на том, чтобы в изменениях не исключались статьи 10, 11, 14 и 18, и направил измененный законопроект во второе чтение.
«Специальные нормы, прописанные в статьях 10 и 11 в законе «О дорожном движении» жизненно важны и необходимы в настоящее время, когда путем инвестиции строятся или реабилитируются автомобильные дороги, а также планируются строительство новых дорог и улиц разных населенных пунктах», — сказано в заключении комитета.
Полный пакет документов по законопроекту «О внесении изменений и дополнения в Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике»