1 min read

Специалист по развитию Медербек Ырсалиев ведет свой блог для сбора идей, предложений и исследований в области экономического управления и развития. В очередной записи, Ырсалиев пишет о том, как заставить водителей Кыргызстана соблюдать правила дорожного движения.

Оригинал записи опубликован в блоге Ырсалиева.

Для многих не будет новым, но, всё же, я должен поделиться этой мыслью. Как заставить всех ездить согласно ПДД (правилам дорожного движения, прим. ред.)?

При этом сделать это дешево и максимально прозрачно?

На данный момент мы имеем то, что имеем: на дороге собирается все больше людей не блещуших умом или сообразительностью. Самое страшное, что такое беззаконие толкает других водителей на такое же поведение – ты вынужденно сам начинаешь нарушать правила, ведь: а) тебя не накажут; б) если и накажут, то несущественно. Невольно приходят мысли, которые я уже когда-то озвучивал:

Мне вот интересно: Почему наше общество — как кривое зеркало? В наши дни все ненавидят проституток и геев так, что гот…

Posted by Mederbek Yrsaliev on Friday, August 1, 2014

 

Хотя, хватит лирики, ведь это серьезный пост.

Итак, друзья, коллеги, знакомые, и чиновники, как решить проблему с архарами и маленькими, чем-то похожими на лошадей, животными на наших с вами дорогах и на их остатках? Ответ до банальности прост: гражданский контроль.

Нынешние технологии, вернее их дешевизна, а значит доступность, позволяют нам вести пассивный контроль за дорогой. То есть если у тебя в машине есть видеорегистратор, и ты можешь случайно заснять нарушение, а потом передать его на сервер компании, которая занимается мониторингом ситуации на дорогах и нарушитель реально понесет наказание, то в течении самого короткого периода времени, в Кыргызстане будут самые дисциплинированные водители. А если загрузку видео и фото еще и поощрять, то при помощи остальных водителей можно увеличить качество мониторинга.

Я уверен, что многие из вас, дорогие читатели, хотели бы в рамках закона образумить наглого таксиста или колобка в «Лексусе». С такой системой это будет возможно. Давайте для удобства и для пафосности а-ля кыргызское изобретение, назовем его «Народный ДПС».

Я очень рад, что небезызвестному Айбеку Баратову моя идея понравилась и он начал её тестировать и обсуждать в высших (по рангу) кругах, но пришло время когда общество должно понять и принять идею, и самое главное НАПНУТЬ гос-во для внедрения такой системы поскорей, пока на наших дорогах не будут погибать также часто, как в вооруженных конфликтах. НО существует ряд сложностей, которые надо понимать сразу:

  1. Нарушителя засняли несколько авто. Считаю, что денежное вознаграждение должен получить только первый загрузивший видео с правонарушением, а вот мотивацию не в виде денег должны получать все (например, баллы за примерное вождение).
  2. ДТП возле правительства

  3. Засняли нарушение водителя маршрутки — а он арендатор. С водителями маршруток вообще заморачиваться не надо – все штрафы должны идти к транспортной компании. Частный сектор не любит отдавать свои деньги государству, а ещё частный сектор очень эффективен — эти два качества в миг дисциплинируют водителей. (Конечно, перед внедрением такой системы надо разработать план действий на случай забастовки водителей).
  4. авария в Бишкеке, маршрутка

  5. Засняли нарушение автомобиля с номерами государственных органов. Здесь сложнее по двум причинам:

    1) На казенных авто очень любят ездить неандертальцы (есть конечно среди них и Homo Sapiens, но я их редко вижу).

    2) Закон хоть и писан, но не работает. Давайте представим, что пункт номер 2 неверен: в этом случае штрафы необходимо будет выписывать гос. орган, но запретить оплату штрафа из бюджета органа. Так-же необходимо придумать действенное наказание и ответственный отдел за неуплату штрафов (здесь я, честно, даже не знаю как эффективно бороться с этим)

  6. Скриншот 10.10.2014 132622

  7. Подложные номера, авто без номеров. Эти проблемы, к сожалению нам не решить. Но из-за этого отказываться от «Народного ДПС» тоже не надо. Гораздо важней приводить закон в действие и реально работать, поэтому я не говорю, что мы должны совсем избавится от ДПС (это утопично). Но, внедри мы такую систему и мониторить такие номера-призраки будет гораздо легче, а ДПС смогут уже заниматься более важными делами — ловлей преступников на дорогах. Единственное, что могут предложить информационные технологии в этой ситуации – большую вовлеченность граждан в мониторинг.
  8. 10011896_10154106082710038_1275543993789044311_o

  9. Отсутствие базы данных и нормальной системы регистрации. Чтобы система работала – нужна релевантная и точная база автовладельцев. Ну что сказать в этой ситуации… Надо заставить их [Государственную инспекцию безопасности дорожного движения] сделать эту базу.

Согласитесь, плохое качество работы госорганов — это не причина для отказа улучшать нашу с вами жизнь?

Пока это все, в следующих записях я расскажу о некоторых нюансах проекта «Народный ДПС», плюсах, подробнее об эффективной системе работы, добавлю ваши идеи и обработаю возражения, если такие будут.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.